Навигация
Навигация
Главная
Сайт МГЛУ
Об университете
Наш чат
Форум
Веб-ссылки
Контакт
Поиск
Лучшее на сайте

Библиотека
Новости

Фотоальбомы

Библиотека
Статьи

Фотоальбомы

Библиотека
Изба-читальня
Интересные факты
Афоризмы
Анекдоты

Download

Выпускники
Список выпускников
Список преподавателей
На Википедии
Разыскиваются...

Сотрудничество

О сайте
Последние статьи
Слон залез на дерево
Страны, где придется учить сотни языков...
Суровая правда о жизни в Европе, глазами эмигрантов...
Мы редко улыбаемся? И правильно делаем!...
Белая раса находится под угрозой исчезновения...
Можно ли забыть родной язык?
Автограф для брестской «Зари» от менеджера Beatles, Селин Дион и Ти...
Живут же люди! Квартал «космических» домов в Голландии...
Путешествие в рай битломана: музей «Битлз» в Голландии...
Легко ли найти Ждуна у него на родине?
«Квартиры здесь обычно не больше комнаты в общаге»...
Минусы жизни в США
Что мы знаем о своем мозге?
Проблемы перевода языка инопланетян
Сестра из Парижа
Интересный факт
6 декабря 1957 года, через два месяца после запуска первого в истории советского спутника, американцы попытались запустить свой аппарат Vanguard TV3. Через две секунды после старта ракета взорвалась. Эта неудача была жёстко раскритикована американскими газетами, придумавшими для аппарата множество неологизмов на основе слова «спутник», включая «упсник» и «капутник». А спустя несколько дней советский представитель в ООН участливо поинтересовался у американского коллеги, не нуждаются ли США в гуманитарной помощи, выделяемой СССР для неразвитых стран.
Google
Presley, Elvis. Взлет и падение звезды (советская версия)

Presley, Elvis. Взлет и падение звезды

(советская версия)

16 августа исполняется 22 года (статья написана в 1999 году — прим. адм.) со дня смерти Элвиса Пресли. В такие дни музыкальные и прочие издания традиционно вспоминают (если кто вспомнит — дата-то некруглая и давняя) о том, каким великим и неповторимым талантом обладал этот исполнитель и как безвременно ушел он из жизни. Но «МГ», будучи газетой молодежной, а потому временами склонной к нетрадиционным методам подачи того или иного материала, предлагает вам в этот день... немного посмеяться.

* * *

Думается, это не будет кощунственным по отношению к памяти великого певца — смеяться мы будем не над ним. К тому же, признавая талант Элвиса, мы не забываем о том, что он и сам был человеком веселым, недаром еще при его жизни вышел альбом «Давайте посмеемся с Элвисом на сцене» («Having Fun With Elvis On Stage»), содержавший забавные реплики певца, записанные во время его концертов.

Итак, предлагаем вам советскую версию головокружительной карьеры великого артиста, появившуюся в журнале «Новое время» в самый разгар застоя и «борьбы двух систем». Статья, откуда мы будем обильно цитировать, называлась «Песня — это тоже политика» (ясное дело!) и увидела свет в сентябре 1971 года. Ее автором был некий А. Игнатов, а вот комментарии к цитатам из нее — наши. И не подумайте, что это была единственная публикация, посвященная Пресли или вообще рок-музыке, — в период «железного занавеса» подобных материалов было в нашей прессе хоть пруд пруди. Просто этот «приглянулся» нам, как наиболее примитивный, убогий — и беспомощный. Итак, в путь.

Пролог

«Начнем с рок-н-ролла, который в свою очередь начался с воровства. Точнее — с воровства и фальсификации, ибо американский шоу-бизнес похитил у американских негров музыку протеста, каким был первоначально рок-н-ролл, превратил его в модный ритм и, выбросив оригинальные тексты, сопроводил новый ритм бессмысленными или полубессмысленными куплетами. Затем новым ритмом и написанными «под него» песнями была наводнена Западная Европа, а за ней и остальной буржуазный мир».

Такая вот цитаточка. Автор либо не знал, либо сознательно умалчивал о том, что среди звезд рок-н-ролла была немало негритянских исполнителей — Сhuck Berry, Little Richard, Larry Williams, Fats Domino. Так что о «похищении» рок-н-ролла у самих себя говорить было как-то странновато. Что же касается изначального «негритянского» рока как музыки протеста (а автор статьи имел в виду протест сугубо политический), то это явная глупость: в 50-е годы он таковым не являлся и выполнял лишь одну функцию — танцевальную, тексты являлись просто «бесплатным приложением» и дальше любовной тематики не шли. Достаточно вспомнить названия хотя бы пары-тройки «черных» хитов того времени — «Долговязая Салли», «Девочка не может с собой cовладать» (Литтл Ричард), «Посторонись, Бетховен», «Сладкие шестнадцать лет» (Берри), «Сногсшибательная мисс Лиззи» (Вильямс). Другое дело, что и среди рокеров нашлись свои талантливые поэты, как например Чак Берри. Но, увы, первые герои рок-н-ролла не могут быть причислены к «протестантам» даже людьми с очень живой фантазией или очень длительным стажем пребывания на партийной работе.

Однако давайте перейдем к главному персонажу нашей повести.

Элвис

«Рассказывают, что современный рок родился в небольшом американском городке во время конкурса певцов-любителей. Автором изобретения был безвестный юноша, выкрикивавший непонятные словосочетания и, по всей видимости, охваченный яростным приступом истерии. Его звали Элвис Пресли.

Реальна или нет эта легенда о рождении рок-н-ролла, но верно одно — именно Элвис создал стиль пения деформированным, напряженным, «испорченным» голосом, растягивая слова или проглатывая целые фразы, меняя звучание слов, заменяя их бессмысленным блеянием — йя-йя, йе-йе и тому подобное. Это он начал в песнях выкрикивать, вопить, испускать звуки диких животных.»

Видите, как просто стать «у них» звездой: достаточно во время концерта начать выкрикивать «непонятные словосочетания», при этом можно (даже желательно) иметь отклонения в психике, иначе «яростного приступа истерии», способствующего успеху у публики, вам как своих ушей не видать. Обратите внимание, как изящно автор статьи снял с себя ответственность за всю чепуху, которой он потчевал читателей: «рассказывают» (мол, я только передаю то, что говорят другие). В случае чего он, автор, всего лишь пересказал «легенду». Ладно, поехали дальше...

«Его аккомпаниаторы, столь же бесноватые, как и он, стремились вырвать из гитар самые резкие, самые сильные, самые яростные звуки. Эта какофония не только соответствовала поведению и песням Элвиса, она была необходима для того, чтобы хоть немного перекрыть шум в зрительном зале. Ибо публика на концертах Пресли обычно свистела, вопила, стучала ногами, ломала кресла, дралась — одним словом, принимала в концерте весьма активное участие».

Как видите, у музыки нашлось еще одно предназначение — «перекрывать шум в зрительном зале». На наш взгляд, для этого более подошла бы сирена или пароходный гудок. Что же касается «какофонии» (в переводе с греческого — «сумбурное, хаотическое нагромождение звуков») на концертах, то приведем результаты одного любопытного опроса читателей на самый лучший рок-ансамбль «всех времен» (greatest rock'n'roll band ever), проведенного в 1970 году английской музыкальной газетой «Record Mirror». Если вы думаете, что на вершину списка попал один известный ливерпульский квартет, то ошибаетесь очень сильно. Итак, первая пятерка:

1. Elvis Presley, Scotty Moore, Bill Black, D.J.Fontana

2. Jerry Lee Lewis и аккомпанирующий состав

3. Buddy Holly и аккомпанирующий состав (CRICKETS)

4. Bill Haley и аккомпанирующий состав (COMETS)

5. Gene Vincent и аккомпанирующий состав

Обратите внимание, что все пятеро победителей — музыканты 50-х годов, опередившие как cамих BEATLES, так и STONES. Для непосвященных поясним, что Scotty Moore — cоло-гитарист Элвиса, Bill Black — его контрабасист, а D.J.Fontana — ударник. Билл Блэк, кстати, после ухода от Элвиса в 1959 году организовал собственную группу BILL BLACK СOMBO, с которой немало раз покорял американский сингловый хит-парад. Такая вот «какофония» получается. Однако читаем дальше.

«Розовощекий красавец Элвис стал королем, кумиром, полубогом. Папой новообращенных любителей ритма. Но прошло несколько лет, и волна рок-н-ролла стала убывать. Элвис еще немного продержался на твисте, а потом...потом Элвиса забыли. Да, да, просто-напросто забыли. Но он не ушел со сцены! Он продолжал выступать, пел все новые и новые песни, но рок уже никто не хотел слушать, а кроме него Элвис умело исполнял только слащавые и медоточивые любовные песенки».

Улавливате в определении «розовощекий красавец» плохо скрываемое раздражение? Можно подумать, что если бы Элвис был бледным типом отталкивающей внешности со впалыми щеками, автор проникся бы к нему большей симпатией! Ему, этому Игнатову, вообще, судя по всему, угодить было трудно — рок-н-ролл он обзывал «какофонией», спокойные («слащавые») песни тоже вызывали у него изжогу. Короче, «установка» у него была такая — обличать. Точнее, обливать грязью. Однозначно. И то, что Пресли забыли, — неправда. Потому что в начале 60-х — в период, который имеет в виду автор, певец, при отсутствии «живых» концертов (вопреки утверждению автора, что «он не ушел со сцены» — как раз ушел, почти на 8 лет), продолжал регулярно записывать пластинки и сниматься в кино, так что, потеряв прямой контакт со зрителями, Элвис отнюдь не лишился аудитории. Например, фильм «Голубые Гавайи» (1961) только от продажи права на прокат в США и Канаде (не считая доходов от билетов) принес 4 миллиона 700 тысяч долларов (по тем временам это сумма!), лента «Вива Лас-Вегас!» (1964) — 5 миллионов 152 тысячи. Но автору очерка не до таких мелочей.

«Казалось, звезда Элвиса Пресли окончательно закатилась. Но тут новая мода, распространенная знаменитой четверкой ливерпульских парней — битлзов, дала бывшему королю новый шанс. Он стал подделываться под битлзов, но его первые опыты на сей счет не увенчались успехом. Дело в том, что многие из певцов нового стиля бита /.../ взяли на свое вооружение темы и термины молодежных движений. Так появились у бита песни о мире, об американской агрессии во Вьетнаме, песни, осуждающие капитализм, расизм, колониальные войны.

И опять автор статьи передернул факты. «Новая мода» ливерпульских парней не имела поначалу ничего общего с протестом. У «ранних» битлов (как, впрочем, и у «ранних» STONES и прочих британских групп, «наехавших» на американский шоу-бизнес и возглавивших так называемое «британское вторжение») не было ни малейших намеков на песни, обличающие пороки этого гадского капитализма! Более того, большой процент в их репертуаре занимали композиции... американского же происхождения! Но автор в таких тонкостях был явно не силен.

Далее он поведал о том, как под воздействием новых тенденций в музыке Элвис записал песню «Гетто», прозвучавшую «суровым укором капитализму», и как его популярность среди «молодых американцев резко поползла вверх», но потом он (Элвис) почему-то бросил это дело (в смысле укорять капитализм) и теперь опять «со сладострастными ужимками поет о любовной неге, бросая бычьи взгляды на дам из первых рядов партера». Короче, вновь морально пал.

В общем, как говорится, суду все ясно. Кроме одного: как могла подобная чушь попасть на страницы довольно солидного журнала и разойтись едва ли не по всему миру — ведь «Новое время» выходило, кроме русского, на английском, французском, немецком, испанском и других языках! Неумелая пропаганда срабатывает как антипропаганда — результат получается обратный желаемому. Обидно только, что читателей держали за круглых идиотов.

Эпилог

«Элвис Аарон Пресли — самый легендарный исполнитель в истории рок-н-ролла. /.../ У Элвиса Пресли в нашей стране — своя история. Думаю, что у самых фанатичных коллекционеров его пластинок на Западе нет пластинок «на ребрах» — то есть самодельных «синглов», нарезанных на рентгеновских снимках, которые в свое время были почти у каждого любителя рок-н-ролла в СССР. /.../ Думается, вряд ли где еще его поклонники были столь преданными и благодарными, как в СССР /.../ Мы надеемся, что наша пластинка /.../ не разочарует как тех, кто пронес ностальгическую любовь к Элвису Пресли со времен «ребер» до наших дней, так и тех, кто впервые познакомится с творчеством этого выдающегося музыканта». (Из аннотации к долгоиграющей пластинке Элвиса, вышедшей в Советском Союзе в 1989 году).

Игорь МАТВЕЕВ

© 2005 Музыкальная газета

Опубликовал admin 04.01.2011 23:45 · 0 комментариев · 18933 прочтений · Для печати
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Пожалуйста, зайдите на сайт для добавления комментария.
Рейтинг
Рейтинг доступен только для зарегистрированных пользователей.

Для участия в голосовании по рейтингу, пожалуйста, зайдите на сайт через форму входа или зарегистрируйтесь.

Нет данных для оценки
Гость
Имя пользователя:

Пароль:

 Запомнить меня! 


Забыли пароль?
Запросите новый
С Днем рождения!
  ЦАРИКОВ Иван

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Случайный анекдот
Муж с женой поссорились, ругаются, кричат.
Она ему резко заявляет:
— А теперь стих!
Он ошеломлённо спрашивает:
— Какой стих?
— Стих — это глагол! Сел и стих, придурок!
Афоризм
Перевод как женщина: если верен, то некрасив, если красив, то неверен.
Counter