Как известно, «редкая птица
долетит до середины Днепра». Перефразировав
это известное изречение Н.В. Гоголя, возьму на себя смелость утверждать: редкий
путешественник доберется до Коморских островов.
«И где это такие?» — озадачится вопросом иной
читатель. Отвечу: в Индийском океане. Затерялись они у восточного побережья
Африки к западу от Мадагаскара и образуют крохотное государство Коморы, или официально — Союз Коморских Островов.
Это — бывшая французская колония, получившая независимость в 1975 году.
Памятник борцам за независимость в Морони
Всего островов четыре, и
если не учитывать спорную с Францией территорию — остров Майотта, то население
остальных трех не достигает и миллиона.
Сразу после обретения
независимости «дворцовые перевороты» несколько лет сотрясали острова с
периодичностью муссонов. Со временем страсти улеглись, и нынче это карликовое
государство практически никогда не попадает в сводки новостей — разве что
случится в нем что-то из ряда вон выходящее.
Если знать, что на главном
острове Комор Нгазиджа (он же известен и как Гранд-Комор) имеется дремлющий, но
периодически просыпающийся вулкан Картала, то можно догадаться, в чем это «выходящее»,
как правило, и заключается.
Кратер потухшего вулкана
Последнее извержение
произошло в 2006 — 2007 гг. Жертв и разрушений не было, хотя столицу, город
Морони, и накрыли на какое-то время облака ядовитого дыма. Вулкан отгремел — и
о Коморах опять забыли.
От
Мадагаскара до Нгазиджа — полтора часа лёту. Почему бы не попробовать?
И вот лайнер «Эр Мадагаскар»
заходит на посадку в международном аэропорту имени принца Саида Ибрагима
(прямоугольная коробка аэропорта своими размерами напоминает, скорее,
железнодорожный вокзал в белорусском райцентре).
Поднимаю аппарат, чтобы
запечатлеть это чудо архитектуры — заметивший «непорядок» полицейский начинает
кричать и отчаянно махать руками. Снимок все же успеваю сделать.
Международный аэропорт г. Морони
Итак, добро пожаловать на
Коморы!
Есть страны, которым, образно
говоря, не очень повезло. Прямо как в песне: «Остров(а) невезения в океане
есть!» Не дал Бог Коморам полезных ископаемых — значит, и
промышленности никакой. Рыбная ловля и сельское хозяйство даже не обеспечивают
собственной потребности страны в продовольствии.
Не потому ли на некоторых
коморских монетах отчеканен лозунг «Увеличим производство пищевых продуктов»?
(Как говорится, у кого что болит, тот о том и говорит). На монете в 25 франков,
например, изображены... вылупившиеся из яиц цыплята. Креативненько, выражаясь
современным языком!
"Увеличим производство пищевых продуктов" (100 и 25 коморских франков)
60% населения островов живут
за чертой бедности. По внутреннему (валовому продукту) Коморы находятся на
одном из последних мест в мире!
Зато здесь вполне терпимый
климат, чистый воздух (тяжелой промышленности-то нет), прекрасная природа,
какой-никакой животный мир. Кстати, лемур, о котором шла речь в моих предыдущих
заметках, помещен и на одну из коморских купюр. Казалось бы, будущее страны
может лежать в развитии туризма.
Но — не повезло вторично. С
географическим положением.
Не едет турист на Коморы.
Во-первых, далеко. Во-вторых, на мой сугубо непрофессиональный взгляд, всю массу любителей странствий и
экзотики оттягивает на себя соседний Мадагаскар, пусть даже поток туристов не
обеспечивает и ему должного процветания.
И, не претендуя на истину в
последней инстанции, я полагаю, что Коморы обречены на вечное прозябание.
Побережье острова Нгазиджа
Когда страна не в состоянии
даже прокормить себя, где уж думать об экологии! Остров Нгазиджа (полагаю, что и три других
тоже) буквально «заплывает» ржавыми и ржавеющими автомобилями, отслужившими свой срок.
Сотнями, тысячами машин — легковушек, микроавтобусов, даже грузовиков! Их
бросают везде — прямо на улицах, во дворах домов, на обочинах дорог, на
океанском побережье, в лесах. Очевидно, что программы утилизации старых машин
нет.
Вывезти эти тонны
металлолома, конечно, можно, но, вероятно, экономически невыгодно — иначе этим
давно уже кто-то занялся бы. Правда, один местный бизнесмен рассказывал, что
некая индийская фирма пару лет назад занималась вопросом вывоза старого железа
с острова. Насколько успешно и занимается ли этим сейчас — история умалчивает.
Бытовой мусор — эти
пресловутые пластиковые пакеты, бутылки, коробки, тряпье — тоже обильно
покрывает береговую линию. Установленные тут же плакаты, призывающие соблюдать
чистоту, смотрятся как издевательство.
Много раз ваш покорный
слуга, поднимая фотоаппарат, долго не мог исхитриться и выбрать такой ракурс,
чтобы в кадр не попала очередная куча мусора. Грязно и на рынках, и на улицах.
Несколько раз замечал на
улицах Морони (напоминаю, столицы!) забавную картину: телефонные будки, которые с развитием мобильной связи перестали использоваться даже на Коморах, продолжают
стоять, но... уже заросшие снаружи и внутри густым кустарником! Городским
властям, видимо, так ни разу и не пришло в голову, что их надо просто
убрать.
Мобильники мобильниками, но
прогуливаясь по побережью, наткнулся как-то на «судостроительный завод», на
котором работал всего один человек. И этот человек с помощью
одного-единственного топора вырубал в стволах деревьев «суда», то бишь,
рыбацкие лодки.
Фотографироваться он
категорически отказался, но снять свою «продукцию» позволил. Глядя на горы
щепок, я невольно подумал: «Ау, ребята! Вот так выдалбливать топором лодки –
это в каком веке надо было задержаться? В прошлом? Позапрошлом?»
"Судостроительный завод"
Не успел зачехлить свой
фотик, радуясь интересным кадрам, как подошел неизвестно откуда взявшийся
солдат и вежливо, но твердо сказал: «С вами хотят поговорить. Пойдемте».
Неподалеку стоял человек в штатском. Сердце, как говорится, екнуло: арестовать
не арестуют, но на бабки попытаются развести — однозначно. А бабки-то вот они –
все при тебе, в гостинице оставлять опасно.
«Здесь фотографировать
нельзя. Покажите, что сняли», — потребовал гражданский. Пришлось показывать.
Лодки, лодки, берег океана, рынок — ничего военного и стратегически важного.
Подошел еще один штатский. Подумали-подумали - и отпустили. На радостях хотел подарить
первому пачку белорусских сигарет. Тот отказался: может, не курил, а может,
побоялся взять при свидетелях — вдруг «заложат» начальству?
Чем был вызван инцидент,
догадался сразу: совсем неподалеку от вышеупомянутого «завода» находилось
солидное здание, на котором было написано по-французски то ли «резиденция», то
ли «президенция» — короче, что-то такое внушительное.
Улица Морони
Все ли плохо на Коморах?
Если говорить об экологии,
то да, положение незавидное. Правда, при желании еще можно отыскать места с
неиспорченной цивилизацией природой, живописными пейзажами, но таких, увы,
мало. Зачем стараться, если турист все равно не едет?
Зато здесь низкая
преступность. Как заявил один из местных, «ночью мы можем спать с открытыми
дверями». Нищих, в отличие от Мадагаскара, тоже не попадалось. Страна почти на
сто процентов мусульманская.
Женщины острова Нгазиджа
Морони (в районе порта)
На рынке в Морони женщины поднимали шум, когда видели
нацеленный на них объектив — мораль ислама строга. В сельской местности
относились к съемке более лояльно, но выпрашивали за это «аржан» (деньги).
Однажды Коморы прославились
на весь научный мир! Дело было так. Жила-была когда-то очень давно, миллионы
лет назад, рыба латимерия. А потом, как это водится у всех древних существ,
вымерла. По крайней мере, так полагали. Произошло это приблизительно 65
миллионов (!) лет назад. И вдруг в 1938 году поймали живую латимерию! Хотя это
случилось у берегов Южной Африки, исследования показали, что данный вид рыб обитает именно в районе
Коморов — что и было подтверждено поимкой в 1952 году еще одной такой рыбы, на
этот раз в непосредственной близости от Коморских островов. Сейчас латимерия не
часто, но все же встречается на просторах мирового океана. Более того, эту рыбу
даже взяли под защиту как исчезающий вид.
Латимерия. 1000 коморских франков
Гордые коморцы поместили
изображение латимерии на свою купюру в 1000 коморских франков и — о, чудо! –
банкнота была признана Международным Банкнотным Сообществом (IBNS) самой
красивой купюрой 2006 года. Она находится в обращении и по сей день.
Не скажу, что я расставался
с Коморами с грустью. Бдительные секьюрити аэропорта, которые отобрали у меня
перед посадкой даже иголки, булавки и
карманное зеркальце (!?) в круглой пластмассовой оправе, тоже положительных
эмоций не добавили.
Прощай, Нгазиджа, остров
ржавых автомобилей!
Р.S. Допускаю, что мои
записки носят несколько субъективный характер. Может, кто-то увидит Коморы
по-другому и опишет их более позитивно. А у меня — как получилось, так
получилось.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: