Навигация
Навигация
Главная
Об университете
Сайт МГЛУ
Наш чат
Форум
Веб-ссылки
Контакт
Поиск
Лучшее на сайте

Библиотека
Новости

Фотоальбомы

Библиотека
Статьи

Фотоальбомы

Библиотека
Изба-читальня
Интересные факты
Афоризмы
Анекдоты

Download

Выпускники
Список выпускников
Список преподавателей
На Википедии
Разыскиваются...

Сотрудничество

О сайте
Последние статьи
Слон залез на дерево
Страны, где придется учить сотни языков...
Суровая правда о жизни в Европе, глазами эмигрантов...
Мы редко улыбаемся? И правильно делаем!...
Белая раса находится под угрозой исчезновения...
Можно ли забыть родной язык?
Автограф для брестской «Зари» от менеджера Beatles, Селин Дион и Ти...
Живут же люди! Квартал «космических» домов в Голландии...
Путешествие в рай битломана: музей «Битлз» в Голландии...
Легко ли найти Ждуна у него на родине?
«Квартиры здесь обычно не больше комнаты в общаге»...
Минусы жизни в США
Что мы знаем о своем мозге?
Проблемы перевода языка инопланетян
Сестра из Парижа
Интересный факт
Знаменитая формула предназначения женщины в немецкой консервативной системе ценностей «Kinder, Küche, Kirche» («Дети, кухня, церковь») стала ещё более явной во время становления Третьего Рейха. Нацисты постепенно исключили женщин из университетов, медицины, юриспруденции, организовав взамен школы невест. В них юных немок готовили к роли жён руководящих членов НСДАП и СС, обучая домашнему хозяйству, садоводству, воспитанию детей. Ученицы принимали клятву верности Гитлеру и обещали растить будущих детей в духе нацизма, а церемонии бракосочетания с их участием проводились по неоязыческому обряду. Однако военные потери населения вынудили руководство страны вернуть женщин на фабрики, и в 1944 году закрылись последние школы невест.
Google
Почему мы говорим и пишем неграмотно?
Образование"Комсомолка" попыталась выяснить, влияет ли компьютер на грамотность белорусов, и нужно ли давать детям слушать аудиокниги.

Заметив ошибку или опечатку в нашей газете, читатели возмущаются: "Как можно такое допустить?" Мы просим прощения, объясняя, что иногда, стараясь как можно быстрее сообщить о какой-либо новости, не замечаем пропущенной буквы или не поставленной запятой. А часто, читая письма или отклики читателей сайта kp.by, удивляемся уже мы, журналисты: почему так много ошибок? Из-за чего стала хромать грамотность у белорусов, и как исправить ситуацию, "Комсомолка" поговорила с деканом факультета русской филологии БГПУ им. Максима Танка, доктором филологических наук, профессором Василием Стариченком.

- Василий Денисович, вы, как человек, постоянно работающий со студентами, можете ли сказать, что с каждым годом пишут все более безграмотно? Или это все просто традиционные вздохи: мол, раньше все было лучше?

- Да, с грамотностью сейчас у большинства молодежи есть проблемы. И с каждым годом они становятся все серьезнее. Но эта проблема возникла не в последние пять или, например, семь лет. Грамотность как в устной, так и в письменной речи стала резко падать именно после распада СССР. Отмена цензуры, неподготовленные публичные выступления, восторги публики при употреблении ораторами в своих речах просторечной и жаргонной лексики - всё это не пошло на пользу совершенствования грамотности и укрепления норм литературного языка. Да, отмена цензуры и возможность говорить без заранее утвержденного текста - это хорошо. Но многие оказались к этому просто не готовы: в публичных выступлениях заметно увеличилось количество грамматических и лексических ошибок, ненужных повторов, неказистых фраз, неправильно построенных конструкций и т.п.

Проблемы культуры речи и грамотности студентов часто обсуждаются в нашем университете. Второй год подряд среди студентов первого курса всех факультетов проводится диктант. Его цель - определить уровень грамотности, наметить пути по ее совершенствованию. Результаты диктанта поразили руководство университета, а также преподавателей филологических кафедр. На некоторых факультетах почти 90% студентов получили неудовлетворительные отметки.

"кАбан" или "кОбан"? - вот в чем вопрос!

- И какие самые распространенные ошибки были в диктанте?


- Наиболее распространенные ошибки вызваны белорусско-русским билингвизмом. Под влиянием русского языка вместо буквы а студенты часто использовали букву о (ноиболее, котострофа, укозать, позовидует, оброзованный, безоблочный). Во многих случаях причиной орфографических ошибок стало белорусское аканье (возраждение, покаление, каторый, таржественный, спакойный, раскошный). Типичные ошибки - это слитные написания предлогов и частиц с другими словами (хотябы, воимя, небыло, когдато, раздельные написания наречий (на едине, по немногу, в переди), дефисные написания (по-немногу, буд-то, что-бы), неправильные написания слов с непроизносимыми согласными (бескорысный, чесный , безвесный, пристрасный). Некоторые умудрились сделать ошибку даже в таком простом слове, как "кабан" ("кОбан").

После написания диктанта мы попросили: напишите балл вашего сертификата и балл аттестата. Некоторые первокурсники чудовищным образом "интерпретировали" эти слова, написав "Оттистат", "отестат", и "Аттистат", были "сИртификат" , "сертефекат" и даже "Ббал". То есть человек помнил, что в этом слове следует писать какие-то две буквы, но какие именно - забыл. Всего в диктанте было 195 слов. Самый плохой результат - 46 ошибок.

- Наверняка самыми безграмотными по результатам этого диктанта оказались точные факультеты. Все-таки физикам и математикам более интересны формулы, а не то, как правильно пишется сложноподчиненное предложение, например.

- Здесь есть доля истины, хотя отдельные студенты физического и математического факультетов успешно справились с написанием диктанта и получили хорошие отметки. Но здесь возникает другая проблема. Мы готовим педагогов! Людей, которые будут учить наших детей в школах и университетах. Если они не знают правил, не умеют правильно говорить и писать, то о каком уровне образования может идти речь? Поэтому, проанализировав результаты диктанта, мы ввели практикум по русскому языку на всех факультетах. Безусловно, он окажет существенную помощь в повышении грамотности и культуры речи будущих выпускников нашего вуза. Диктант станет важным условием для повышения мотивации изучения языка. Ведь студенты уже с первого курса должны знать, что профессиональная речь является речевым имиджем любого специалиста (и филолога, и физика, и продюсера, и менеджера), и стремиться на протяжении учебы в вузе постоянно совершенствовать свою речевую культуру, искусство делового общения.

- Но ведь все ваши студенты-первокурсники окончили школу, где учили русский язык. И если поступили в вуз, то, значит, были не самыми плохими учениками.

- Проблема в том, что уроки русского языка в школе сейчас превратились исключительно в подготовку к централизованному тестированию. Уроки стали тренажерами по выполнению тестовых заданий, а диктант как форма контроля знаний фактически перестала существовать. К этому следует добавить и формальный подход отдельных учителей к преподаванию языка, несовершенство методики обучения языку и др.

"Чел, скидывай мне на тел!"

- Как вы относитесь к мнению, что во всем виноват компьютер? Все-таки, зная, что все твои ошибки исправятся автоматически, не так следишь за правильностью написания.


- Если человек грамотный, то он, работая на компьютере, будет писать грамотно. Компьютер - это в первую очередь быстрота передаваемой информации. Когда человек набирает текст, глядя на клавиатуру, а не на экран, он просто не видит опечаток, неточностей и ошибок. При написании текста от руки внимание, разумеется, более сконцентрировано на самом тексте, на том, что пишешь. А компьютер способствует непродуманной и неряшливой речи. Но сказать, что он разительно влияет на грамотность, я не могу.

Проблема в том, что молодые люди вообще мало пишут. Молодые люди, наверное, не помнят о некогда распространенном эпистолярном жанре, когда люди писали пространные письма (особенно военнослужащие своим девушкам), слали поздравления на открытках. Сейчас письмо заменилось модными SMS-сообщениями, которые, как правило, состоят из обрывков слов. "чел", " я тя люблю", "пок", "скидывай на тел" и т.д. Никаких метафор, развернутых предложений! А для современной молодежи "SMS-общение - это мода. Мода на мобильность. Быть всегда на связи, быть всегда в курсе событий - это стиль современной жизни.

Некоторые слова при общении в чатах, на форумах принято писать с ошибками, это как внутреннее правило общения. Например, "ваще" вместо "вообще", "привед" вместо "привет" и т.д. К сожалению, ошибки откладываются в памяти. И потом, при написании того же диктанта, возможно их повторение.

- Романы, чтение которых занимает около недели, сейчас можно прослушать за час-два, если купить аудиокнигу.

- И это очень плохо! Сюжет, конечно, человек узнает, имена главных героев, возможно, запомнит. Но есть ведь еще зрительная память. Когда читаешь, ты автоматически запоминаешь, как пишутся слова. А значит, и ошибок будешь делать меньше. Когда слушаешь произведение, никакой нагрузки зрительная память не получает, и отсюда - отсутствие орфографической зоркости.

Редкий студент не скажет "шуфлядка"

- С лет трех-четырех, когда ребенок еще плохо говорит на родном языке, его начинают учить иностранному. Это не приводит к тому, что речь будет неправильно поставлена в обоих языках?


- Многие методики оправдывают, что с раннего возраста параллельно можно учить несколько иностранных языков. Этого не нужно бояться.

Другой вопрос, что престижность иностранного языка у нас больше, чем русского и белорусского. И родители прикладывают немало сил, чтобы ребенок владел английским, совершенно не заботясь о том, насколько правильно он говорит по-русски. Парадокс нашей ситуации в том, что если ты владеешь иностранным, то у тебя появляется возможность устроиться на престижную работу, получать большие деньги. При этом владение государственными языками не дает тебе никаких плюсов! Грамотно говорить по-русски - это не совсем престижно.

- Русский язык, на котором говорят в Беларуси, наверное, никогда не будет таким, как в Москве. Все мы ощущаем влияние белорусского языка, даже если и считаем себя русскоговорящими.

- Да, многие ошибки, особенно в устной речи, допускаются именно из-за схожести русского и белорусского. Студента, приехавшего к нам из России, сразу видно. Такой чистой речи практически не будет ни у одного нашего белоруса-отличника. Произношение, дзеканне и цеканне, постановка ударений будут ориентированы на белорусский язык. И отсюда - ошибки. Я мало видел студентов, которые не говорили бы "шуфлядка!" Хотя большинство русских людей не знает этого слова и употребляет русскоязычный эквивалент - "ящик".

- Есть какой-то выход или это неизбежный процесс, что с каждым годом будет все больше людей, говорящих и пишущих с ошибками?

- Должна быть целенаправленная государственная политика по совершенствованию грамотности. Мы должны школьников и студентов приучить к тому, что, только зная русский язык, он сможет преуспевать по службе. За неправильную речь надо штрафовать, особенно если ошибки допускаются в публичных выступлениях, в газетах, на радио и телевидении. При приеме на работу учителя и даже обслуживающий персонал должны сдавать, например, зачет по русскому языку. В старших классах общеобразовательных школ на русский язык отводится час - полтора в неделю. Такая ситуация и с литературой. И что за это время можно изучить? Нужно вносить коррективы в программы. Мы хорошо осознаем, что современному школьнику нужно изучать и другие предметы. Но все-таки язык и литература воспитывают в человеке высокую гражданственность, моральную ответственность, а по многим героям произведений школьники учатся жить. Видимо, надо увеличить количество часов вдвое.

Методики надо пересматривать. Они рассчитаны на школьника, который много читает, много пишет и говорит. Но  сегодня такой школьник - редкость. Это чувствуется даже по тестам для централизованного тестирования. Иногда туда включают слова, которые ученик и не слышал никогда. Он просто не использует их в своей речи. Например, "дизъюнкция". И задание - поставить правильно ударение или объяснить значение слова, которое отсутствует в активном словарном запасе школьника.

Ведь в русском языке свыше 100 тысяч слов. Современный школьник использует менее 10 тысяч. Нужно определить эти слова, сделать лексический минимум и уже в соответствии с ним составлять тесты, разрабатывать учебники.

- А что делать родителям, чтобы ребенок рос действительно грамотным?

- Самое главное - самим грамотно разговаривать и писать! Даже общаясь с маленьким ребенком, нельзя коверкать слова: "ти мой либеночек!" Речь родителей должна быть образцом! Малышам обязательно надо читать сказки и детские произведения. За старшими необходимо следить, чтобы знакомились с классической литературой. Пока не прочтет "Войну и мир", вряд ли можно говорить, что у ребенка хорошее классическое образование. А ведь сделать это в наше время не так просто. Следует приучать детей писать: пусть это будут дневники, сочинения, письма родителям. Главное, чтобы ребенок понимал, как формулировать свои мысли и переживания, как правильно подбирать и употреблять слова, как правильно строить свою речь.

Ольга АНЦИПОВИЧ, Комсомольская правда в Белоруссии
12.01.2010
admin 12.01.2010 15:32 · Для печати
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Пожалуйста, зайдите на сайт для добавления комментария.
Рейтинг
Рейтинг доступен только для зарегистрированных пользователей.

Для участия в голосовании по рейтингу, пожалуйста, зайдите на сайт через форму входа или зарегистрируйтесь.

Нет данных для оценки
Гость
Имя пользователя:

Пароль:

 Запомнить меня! 


Забыли пароль?
Запросите новый
Календарь событий
<   Ноябрь 2024   >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Случайный анекдот
Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен определятся по наличию его в вопросе к глаголу, что иногда забываеться.
Афоризм
Молчание — английский способ беседовать.
(Генрих Гейне)
Counter