Навигация
Навигация
Главная
Сайт МГЛУ
Об университете
Наш чат
Форум
Веб-ссылки
Контакт
Поиск
Лучшее на сайте

Библиотека
Новости

Фотоальбомы

Библиотека
Статьи

Фотоальбомы

Библиотека
Изба-читальня
Интересные факты
Афоризмы
Анекдоты

Download

Выпускники
Список выпускников
Список преподавателей
На Википедии
Разыскиваются...

Сотрудничество

О сайте
Последние статьи
Слон залез на дерево
Страны, где придется учить сотни языков...
Суровая правда о жизни в Европе, глазами эмигрантов...
Мы редко улыбаемся? И правильно делаем!...
Белая раса находится под угрозой исчезновения...
Можно ли забыть родной язык?
Автограф для брестской «Зари» от менеджера Beatles, Селин Дион и Ти...
Живут же люди! Квартал «космических» домов в Голландии...
Путешествие в рай битломана: музей «Битлз» в Голландии...
Легко ли найти Ждуна у него на родине?
«Квартиры здесь обычно не больше комнаты в общаге»...
Минусы жизни в США
Что мы знаем о своем мозге?
Проблемы перевода языка инопланетян
Сестра из Парижа
Интересный факт
Самое древнее слово в английском языке — town (город, городок), а также слова: bad, gold, apple.
Google
Какая перестройка нужна белорусскому образованию?
ОбразованиеАлександр Лукашенко заявил о намерении серьезно взяться за качество образования в Беларуси. Во что воплотились обещания главы государства пятилетней давности и как теперь грамотно распорядиться стратегическим ресурсом, выясняет "Завтра твоей страны".

Для Беларуси, чье благополучие зависит от технологий и внешних рынков, образование — стратегический ресурс, заявил Александр Лукашенко на IV Всебелорусском народном собрании. Кстати, приоритетом государственной политики эта сфера была названа еще пять лет назад.

— И было запланировано финансирование образования из расчета 10% ВВП к 2010 году, — напоминает бывший проректор Европейского гуманитарного университета Владимир Дунаев.

На деле же, по данным первого замминистра образования Александра Жука, в 2010 году на образование будет потрачено 4,5% ВВП.

— Тогда как в 2005 году этот показатель составлял 6,5% от ВВП. Получается, что финансирование образования по отношению к ВВП сокращается вместо того, чтобы увеличиваться, — резюмирует профессор Дунаев.

Эксперт подчеркивает также, что пять лет назад высшее руководство страны заявило: реформа в образовании закончена. Но как раз после третьего Всенародного собрания в системе образования и произошли самые жестокие эксперименты.

— Это изоляция белорусского образования от европейского пространства высшего образования (антиболонская политика), а также переход системы среднего образования с 12-летки на 11-летку. В Беларуси отменили профильное образование, уменьшили число часов изучения гуманитарных предметов, — перечисляет Владимир Дунаев.

Всевластие чиновников — "болевая" точка Кодекса об образовании

В начале декабря депутаты Палаты представителей одобрили во втором чтении Кодекс об образовании. Эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич опасается, что в связи с принятием документа произойдет возвращение к административным формам управления в образовании.

— И это будет тормозить и резко ограничивать развитие механизмов контроля сферы образования гражданским обществом. Получается, что даже если критика процессов в образовании со стороны гражданского общества будет, нет механизма для контроля над государством, — отмечает эксперт.

Возникает вопрос о коллективной форме гражданской безответственности. Владимир Дунаев также считает, что во многом проблема системы образования Беларуси в том, что она не нуждается в советах ни экспертов, ни родителей школьников, ни самих учащихся и студентов.

— У нас чиновник над всем начальник, — называет "болевую" точку эксперт. – Вот и появляются документы, подобные Кодексу, который абсолютно несовместим с тезисами, выдвинутыми президентом — например, о Болонском процессе, о сближении системы образования с рынком труда.

Почему Беларусь до сих пор не вошла в Болонский процесс?

— Беларусь входит в Болонский процесс, что позволит укрепить связи наших вузов с европейскими университетами. Но готовить своих специалистов мы будем не для Европы, не для Америки, а для себя! — подчеркнул Александр Лукашенко, выступая на Всенародном собрании.

Вместе с тем Дунаев считает, что принятый Кодекс будет противоречить нормам и рамкам процесса вхождения в Болонский процесс. Он считает вполне закономерным и такой вопрос:

— Кто ответит за пятилетний период безвременья, когда процесс присоединения к Болонскому процессу был прерван совершенно абсурдной чудовищной попыткой реставрировать антиквариат под видом советской системы образования?

Светлана Мацкевич тоже говорит о потерянном времени.

— Ни вхождение в Болонский процесс, ни заявления о необходимости менять структуру подготовки специалистов, ориентируясь на запросы и нужды нашей экономики, — не новость, — констатирует эксперт. — Это не инновация, а вынужденная мера, потому что Беларусь ориентирована на контакты с Европой. Без грамотного использования человеческого капитала они затруднены. Вопрос только в том, будет ли система образования реформироваться под такие заявления или они останутся на уровне деклараций?

Спрос работодателя не является определяющим при подготовке кадров

Количественные показатели у нас "уже высочайшего уровня", считает Александр Лукашенко. Однако признает, что в таких сферах, как современный менеджмент, финансы, маркетинг, образование отстает от потребностей экономики и задач на внешних рынках.

По мнению Владимира Дунаева, такое признание должно способствовать перестройке образования. Однако и здесь не все так просто.

— Спрос экономики на кадры — важная составляющая образования. Однако оценки спроса недостаточно для опережающего режима развития сферы. Для этого необходимо проводить экспертные оценки с точки зрения философии, методологии и слышать голос общественности. Насколько государство готово его услышать? — задается вопросом Светлана Мацкевич. — Ведь спрос со стороны работодателя не является пока определяющим в сфере подготовки кадров.

Эксперт подчеркивает, что спрос рынка труда должен быть исследован. Вопрос и в том, насколько исследовательские институты в состоянии зафиксировать тенденцию современного знания и перенести ее в соответствующие учебные планы и программы, меняя содержание образования. Если ориентироваться на сформированные минимальные стандарты, качество от этого не повысится.

— В связи с этим для меня самым важным является вопрос — не что нужно делать, а кто будет заниматься реализацией проектов и с помощью каких механизмов. Если говорить о работающем корпусе профессорско-преподавательского состава, то качество преподавания не соответствует максимальным стандартам. Сейчас нормы и требования, предъявляемые к преподавателям, формализованы. Если не будет определенной свободы, будет еще хуже, — высказывает свое мнение Светлана Мацкевич.

И все же, по ее мнению, для белорусского образования не все потеряно.

— Важно сейчас не опустить планку и не скатиться до обывательского отношения к сфере образования, — предупреждает Светлана Мацкевич. — Чиновники должны относиться к нему на государственном, а не на бытовом уровне.

Виктор Листопадов, Завтра твоей страны
09.12.2010
admin 09.12.2010 16:02 · Для печати
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Пожалуйста, зайдите на сайт для добавления комментария.
Рейтинг
Рейтинг доступен только для зарегистрированных пользователей.

Для участия в голосовании по рейтингу, пожалуйста, зайдите на сайт через форму входа или зарегистрируйтесь.

Нет данных для оценки
Гость
Имя пользователя:

Пароль:

 Запомнить меня! 


Забыли пароль?
Запросите новый
Календарь событий
<   Ноябрь 2024   >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Случайный анекдот
Што робяць, калі ў Японіі і ў Расіі сканчаецца рыба? У Японіі ідуць лавіць рыбу. У Расіі збіраюць камісію наконт таго, што трэба рабіць, калі скончылася рыба.
Афоризм
Память фотографическая у всех, только у некоторых пленка кончилась.
Counter