Навигация
Навигация
Главная
Об университете
Сайт МГЛУ
Наш чат
Форум
Веб-ссылки
Контакт
Поиск
Лучшее на сайте

Библиотека
Новости

Фотоальбомы

Библиотека
Статьи

Фотоальбомы

Библиотека
Изба-читальня
Интересные факты
Афоризмы
Анекдоты

Download

Выпускники
Список выпускников
Список преподавателей
На Википедии
Разыскиваются...

Сотрудничество

О сайте
Последние статьи
Слон залез на дерево
Страны, где придется учить сотни языков...
Суровая правда о жизни в Европе, глазами эмигрантов...
Мы редко улыбаемся? И правильно делаем!...
Белая раса находится под угрозой исчезновения...
Можно ли забыть родной язык?
Автограф для брестской «Зари» от менеджера Beatles, Селин Дион и Ти...
Живут же люди! Квартал «космических» домов в Голландии...
Путешествие в рай битломана: музей «Битлз» в Голландии...
Легко ли найти Ждуна у него на родине?
«Квартиры здесь обычно не больше комнаты в общаге»...
Минусы жизни в США
Что мы знаем о своем мозге?
Проблемы перевода языка инопланетян
Сестра из Парижа
Интересный факт
Саудовская Аравия является страной, на территории которой нет рек. Большинство свежей воды государство получает из опреснительных установок или подземных резервуаров.
Google
Почему в Беларуси много образованных людей, но не хватает квалифицированных специалистов
ОбразованиеСовременная тенденция такова, что под повышением уровня образования подразумевается уменьшение в процентном отношении доли населения с низким уровнем квалификации и увеличение — с высшим образованием. Совокупные показатели охвата населения Беларуси высшим образованием очень высоки (на 2007 год это 69%), и они все время растут. С 2000 по 2007 год численность студентов вузов увеличилась на 35%. Однако региональный менеджер по работе с Беларусью Европейского фонда образования (ЕФО) Тимо Куусела поясняет, что уровень образования не отражает в полной мере качество человеческого капитала в стране.

— Оно может переоцениваться из-за процесса деквалификации вследствие потери рабочих мест или их отсутствия — если люди, получившие какую-то квалификацию, ее не применяют, то они ее постепенно утрачивают, — подчеркивает эксперт.

Люди слишком образованные для работ, которые выполняют

У обладателей вузовских дипломов более высокие показатели экономической активности и уровень занятости и меньше риск жить в бедности. Впрочем, представитель Европейского фонда образования называет и такую проблему, как несоответствие спроса и предложения на рынке труда стран Восточного партнерства.

— С одной стороны, наблюдается недостаток квалифицированных специалистов, а с другой — избыток образования: люди слишком образованные для тех работ, которые они в данное время выполняют, — говорит Тимо Куусела.

Еще одна тенденция — повышение числа желающих изучать гуманитарные и социальные науки. Спрос на получение высшего образования в естествознании, инженерии, производстве и строительстве среди молодых белорусов невысок и продолжает падать.

— Есть популярные области, куда все идут учиться. В странах Восточного партнерства в целом подавляющее большинство студентов приходится на академическое высшее образование, тогда как практикоориентированное высшее образование, которое достаточно активно развивается в европейских странах, составляет здесь небольшой процент. Скажем, в Молдове это 11%. В Беларуси и Украине немного выше — 27%, — приводит данные международный эксперт.

Тем не менее охват белорусов образованием, ориентированным на применении в производстве, с начала 2000 года стабильно снижается.

Формализм образования тормозит производство

В то же время при структурной перестройке экономики недостаток квалифицированных специалистов и профессиональных навыков становится все более значимым. Исследования Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка в странах Восточного партнерства свидетельствуют о росте в последнее время количества предприятий, руководители которых заявляют, что недостаток профессиональных навыков при высоком образовании сотрудников тормозит развитие производства.

В Беларуси всего за четыре последних года доля таких предприятий выросла с 33 до 55 процентов.

— И разрыв этот самый большой среди стран Восточного партнерства, где ситуация изменилась не столь кардинально, — подчеркивает Тимо Куусела. -— Например, в Армении доля предприятий, руководителей которых не устраивает квалификация работников, выросла с 16 до 24%, в Азербайджане — с 7 до 12%, в Молдове — с 34 до 43%.

По мнению методолога Владимира Мацкевича, недовольство директората профессионализмом кадров в Беларуси столь высоко именно потому, что “прописанная и формализованная система не покрывает всех образовательных возможностей, которые существуют в стране”.

— Преобладание академического, а не практикоориентрованного высшего образования есть компенсация несбалансированной политики на рынке труда. Частные фирмы предпочитают брать людей с непрофессиональным образованием, чтобы учить их на фирмах вместо того, чтобы приглашать людей, получивших практикоориентированное образование, поскольку оно ни в какие ворота не лезет, — считает Владимир Мацкевич.

По данным ЕБРР и Всемирного банка, в 2009 году доля белорусских предприятий, которые организуют обучение и повышение квалификации для своих постоянных сотрудников, составляет 38,1%.

— По сравнению с другими странами Восточного партнерства Беларусь выглядит неплохо. В Украине этот показатель составляет 29%, в Армении — 22,1%, в Азербайджане — 12,5%. Но если сравнивать, например, с Польшей и Россией, то там показатели уже намного выше — соответственно 60,8% и 49,9%, — приводит данные исследования Тимо Куусела.

ПТУ как ступенька в вуз

Во всех странах Восточного партнерства наблюдается и снижение значимости профессионально-технического образования. Низкая внешняя эффективность привела к хроническому недофинансированию, что порождает порочный круг устаревших учебных планов, низкое качество инфраструктуры и снижение привлекательности и имиджа.

— Если, по данным ЮНЕСКО, совокупность охвата общим средним образованием в странах Восточного партнерства высока, и этот показатель продолжает расти дальше, то в профессиональном образовании (в случае Беларуси это уровень ПТУ и среднего специального образования) наблюдается либо стабильная ситуация, либо снижение, — отмечает Тимо Куусела.

В странах Европейского союза более 60% от общего числа зачисленных в учреждения среднего образования получают профессиональное образование. В Беларуси, по данным за 2007 год, — всего 36%. И это притом, что на постсоветском пространстве наша страна едва ли не единственная, которой удалось сохранить систему профессионального образования.

Впрочем, сегодня многие белорусы рассматривают ПТУ лишь как ступеньку к высшему образованию, а Владимир Мацкевич отмечает также, что, несмотря на высокую сохранность ПТУ, профессионально-техническое образование в Беларуси на сегодняшний день осуществляется на неформальном уровне.

— Статистика очень сильно интерпретирует данные. Сегодня стоило бы специально ориентировать ряд исследовательских коллективов и групп на анализ компенсаторной части, скрытой от формализованной системы образовательного процесса, — считает методолог. — Государство пока просто не обращает на это внимания, а негосударственные структуры не могут этим заниматься в силу отсутствия соответствующих заказов, финансирования. Между тем это очень интересные тенденции, которые, как всегда в образовании, скажутся лет через десять.

По мнению Тимо Куусела, снижение внимания к профессионально-техническому образованию может повлечь за собой серьезную проблему — недостаток квалифицированных профессионалов в будущем. Ведь, как показало исследование ЕФО “Взаимодействие между рынком труда и образования”, которое в Беларуси проводили независимые эксперты Агентства гуманитарных технологий, население уже и сейчас не может применять в достаточной степени свой капитал.

Куда направить деньги?

До недавнего времени по части инвестиций в образование Беларусь была лидером на постсоветском пространстве — на образование уходило 6% валового внутреннего продукта. Но в последние годы (и не только в связи с кризисом) произошло уменьшение этой относительной доли примерно до 5% ВВП.

— Вы достаточно много тратите на образование, но если оценивать те проблемы, которые испытывает экономика в связи с нехваткой высококвалифицированных кадров, то следует задуматься, насколько эффективно вы расходуете эти ресурсы, — замечает региональный менеджер по работе с Беларусью Европейского фонда образования Тимо Куусела.

Чтобы поправить ситуацию, международные эксперты советуют белорусским чиновникам разобраться в том, какие потребности в квалифицированных специалистах есть в экономике, более активно отслеживать ситуацию и делать прогнозы.

— Надо понять, какие кадры нужны Беларуси не сегодня-завтра, а через пять-десять лет, — говорит Тимо Куусела. — Мы знаем, что во всех странах системы образования не очень поворотливые, поэтому реформы надо начинать заранее.

В первую очередь, ориентировать вузы на профессиональное образование. На это стратегическое направление и тратить финансовые ресурсы. Во многих европейских странах в 1990-е годы были проведены подобные реформы, во время которых в системах образования были созданы альтернативы для профобразования, которое имело в то время достаточно низкую репутацию.

— Если у вас не хватает квалифицированных кадров, то нужно задуматься над созданием таких траекторий в системе образования, чтобы были удовлетворены предприятия и экономика, с одной стороны, и население, с другой, — рекомендует Тимо Куусела.

Владислав ПРОТАСКИН
Завтра твоей страны
20.07.2010
admin 20.07.2010 13:01 · Для печати
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Пожалуйста, зайдите на сайт для добавления комментария.
Рейтинг
Рейтинг доступен только для зарегистрированных пользователей.

Для участия в голосовании по рейтингу, пожалуйста, зайдите на сайт через форму входа или зарегистрируйтесь.

Нет данных для оценки
Гость
Имя пользователя:

Пароль:

 Запомнить меня! 


Забыли пароль?
Запросите новый
Календарь событий
<   Май 2026   >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Случайный анекдот
Мало кто помнит, что задолго перед тем, как появились iPod, iBook, iPhone, был iBolit.
Афоризм
Из десяти переводчиков девять не знают языка, с которого переводят, а из десяти знающих язык, с которого переводят, девять не знают языка, на который они переводят.
(Шарль Нодье)
Counter