Последние статьи
|
|
|
|
Интересный факт
|
|
Сейчас в англоязычных странах все привествуют друг друга по телефону словом «hello», а в XIX веке его еще не использовали. «Hello» придумал Томас Эдисон. Раньше было слово «Hullo», которое использовалось для выражения удивления или привлечения внимания. Есть предположение, что Эдисон решил сделать это слово телефонным привествием, просто изменив написание на «Hello!». |
|
|
Google
|
|
|
|
|
Чиновники хотят пополнить казну за счет репетиторов |
Эксперты "Завтра твоей страны" отмечают: образовательная политика Беларуси в последние годы состоит в том, чтобы уменьшить бюджетные расходы, даже если это достигается ценой снижения качества и доступности образования.
По закону, на образование в Беларуси должно идти 10% ВВП. Однако бывший проректор Европейского гуманитарного университета Владимир Дунаев утверждает, что на самом деле с начала 2000-х годов государство все время сокращает свое финансовое участие в этой сфере.
— По официальным данным, по прогнозу ВВП на 2010 год я подсчитал, что на образование будет выделено всего 4,4% ВВП. В высшем образовании уже 64% студентов учатся за свой счет, — приводит цифры Владимир Дунаев. — Государство изобрело скрытые формы финансирования за счет родителей и бесплатного среднего образования — это поборы в школах на ремонт и техническое оснащение.
При тестировании средний балл в три раза ниже, чем в школе
Насколько низок уровень знаний современных абитуриентов, красноречиво свидетельствуют результаты централизованного тестирования. Как отметил недавно в интервью "Комсомольской правде в Белоруссии" директор института контроля знаний Николай Феськов, даже в простейших задачах по математике в прошлом году было 7-9% неправильных ответов. Некоторые абитуриенты, по его словам, не могут определить биссектрису в параллелограмме, думают, что ямщик — это тот, кто копает ямы, а в слове "фальшь" из года в год около 40 процентов делают ошибки.
В школе средний балл по математике и физике около 6, а на ЦТ (если мерить по десятибалльной системе) в три раза ниже. В 2009 году, как и уже несколько лет подряд, 20 баллов и ниже из возможных 100 набрали 70,3% абитуриентов, которые сдавали физику, и 58,1% — математику.
Признать низкое качество школьного образования был вынужден даже министр образования Александр Радьков:
— В последние годы результаты испытания показывают снижение уровня общей языковой культуры, читательской компетенции абитуриентов, — посетовал он на коллегии, посвященной итогам реформирования средней школы. — В естественно-математических дисциплинах отмечается достаточный уровень теоретических знаний, но умений применить знания на практике — недостаточно.
В кулуарных беседах педагоги "списывают" минусы школьного образования на сложности, которые возникли в связи с переходом с 12-летнего на 11-летнее обучение: необходимость прохождения учениками за один год двухлетней программы, скоропалительная переверстка учебной программы, сокращение часов на прохождение материала, недостаток учебников, ликвидация лицейских и профильных классов.
Раньше, когда для получения сертификата ЦТ его участник должен был набрать не менее определенного количества баллов, которое устанавливалось с учетом подготовки абитуриентов отдельно для каждого года, нижний предел не могли преодолеть около 5-10% участников централизованного тестирования.
В прошлом году это ограничение сняли — для того, чтобы иметь шанс участвовать в конкурсе для поступления в вуз, достаточно было набрать при прохождении централизованного тестирования 1 балл.
— Каждый год очевидна демонстрация снижения качества среднего образования, — резюмирует Владимир Дунаев.
Чем хуже образование, тем больше денег у репетиторов
Еще 15 лет назад репетиторов нанимали в редких случаях. Сейчас среднее образование, полученное в белорусской школе, зачастую не позволяет стать студентом престижного вуза без репетитора.
С введением ЦТ количество детей, прибегающих к их услугам, значительно увеличилось. Ведь в школе почти не готовят к тестированию.
— Школьные программы построены без учета оценки полученных знаний путем тестирования — вот репетиторство эту нишу и занимает. Эта система хороша, чтобы обучить приемам сдачи теста, но для повышения знаний она не годится, — высказывает свою точку зрения первый проректор Международного государственного экологического университета им. А.Д. Сахарова Владимир Красовский.
Тем не менее с каждым годом работы у репетиторов становится все больше. К ним все чаще обращаются ученики средних и даже начальных классов.
Методолог Светлана Мацкевич полагает, что институт репетиторства, как минимум, предоставляет возможность выбора формы для повышения образовательного уровня ученика и вносит существенный вклад в доведение стыковки между разными уровнями образования.
— Государство выигрывает от того, что репетиторы компенсируют недостатки и закрывают дефицит, который существует в формальном образовании. Они фактически доводят среднее образование до того состояния, которое требуется на следующей — вузовской — ступени и которым государство может гордиться, — уверена эксперт.
— Снижая качество, государство фактически перекладывает расходы на среднее образование на плечи родителей! — отмечает новый тренд бывший проректор ЕГУ Владимир Дунаев.
В какую копеечку выливается корректировка бесплатного образования родителям, никто в Беларуси не подсчитывал. Расценки таковы: одно занятие с репетитором (2-3 часа) подготовки к ЦТ по математике — от 10 до 15 долларов, по иностранным языкам — 10-20 долларов. У преподавателей вузов, имеющих ученые степени, стоимость доходит до 30 долларов. Случается, просят и больше. При занятиях два раза в неделю минимальные расходы на репетиторов по предметам, которые придется сдавать на ЦТ, составляют за 9 учебных месяцев 2160 долларов.
Сегодня 90-95% выпускников белорусских школ собираются поступать в вуз. Исходя из этого, можно предположить, какие крупные суммы крутятся в теневом сегменте образовательного рынка.
Государство волнует собственная экономическая выгода
Неудивительно, что государство задумалось о том, как не упустить свою долю в виде налога с такой востребованной образовательной услуги.
Недавно в ряду инициатив по отмене заочного образования, призыву в армию студентов, обучающихся на платной основе, депутаты Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Нацсобрания предложили вывести репетиторство из тени.
Первый проректор МГЭУ им. Сахарова считает, что это правильно.
— Государство будет иметь с репетиторов хоть "шерсти клок", а сейчас не имеет ничего, — подчеркивает Владимир Красовский. — Почему учитель из зарплаты за свои затраченные интеллектуальные ресурсы и время исправно платит налоги, а индивидуальный предприниматель в области образования, каковым и является репетитор, — нет?
С точки зрения государственного управления и пополнения бюджета легализация репетиторства — правильное решение, считает и Светлана Мацкевич.
— Но когда государство вводит такие контрольные механизмы, оно вряд ли руководствуется желанием создать благоприятные условия для развития частного сектора в образовании и альтернативы для граждан. Его волнует лишь собственная экономическая выгода, — говорит методолог.
Эксперт рассматривает репетиторство как своеобразный вызов формальной системе образования на предмет качества. Если отвечать на него конструктивно, придется менять механизмы, технологии, содержание государственного образования. Но в Беларуси избирается иной путь, констатирует Светлана Мацкевич:
— Никто не собирается улучшать систему формального образования. Ликвидация же репетиторства, которое давно стало явлением массовым, может вызвать бурную реакцию и со стороны гражданского общества, и у рядовых граждан. Вот почему избирается промежуточная мера – контроль. При этом качество образования не повысится, а для репетиторов будут созданы более сложные формы реализации своей деятельности.
Эксперт "Завтра твоей страны" отмечает, что частный сектор образовательных услуг довольно узок и в силу неблагоприятных условий не развивается в той мере, чтобы составить достойную конкуренцию государственной системе. Вместо соперничества, которое неизбежно повысило бы качество образования, частный сектор вынужден довольствоваться тем, что компенсирует дефицит, существующий в государственной системе.
Владислав ПРОТАСКИН,
Завтра твоей страны, 12.05.2010 |
admin 12.05.2010 13:12 ·
|
|
Комментарии
|
Нет комментариев
|
|
Добавить комментарий
|
Пожалуйста, зайдите на сайт для добавления комментария.
|
|
Рейтинг
|
Рейтинг доступен только для зарегистрированных пользователей.
Для участия в голосовании по рейтингу, пожалуйста, зайдите на сайт через форму входа или зарегистрируйтесь.
Нет данных для оценки
|
|
|
Гость
|
|
Забыли пароль? Запросите новый
|
|
Календарь событий
|
|
|
|
Случайный анекдот
|
|
— Пап, а пап! Купи мне новый винчестер, а то старый загнулся...
— А волшебное слово?
— Ну, родители, и тут паролей понаставили!
|
|
|
Афоризм
|
|
Можно быть уверенным лишь в том, что ни в чем нельзя быть уверенным. |
|
|
Counter
|
|
|
|
|