Чиновники хотят пополнить казну за счет репетиторов
Прислал admin 12.05.2010 13:12
Результаты централизованного тестирования показывают, что в последние годы уровень среднего образования катастрофически падает. Недостатки государственной системы за деньги родителей компенсируют репетиторы. Скоро эти услуги могут возрасти в цене или оказаться в еще более глубоком подполье. Вместо того чтобы повышать качество знаний в школах, чиновники задумались над тем, как еще заработать на репетиторах.
Продолжение новости:
Эксперты "Завтра твоей страны" отмечают: образовательная политика Беларуси в последние годы состоит в том, чтобы уменьшить бюджетные расходы, даже если это достигается ценой снижения качества и доступности образования.

По закону, на образование в Беларуси должно идти 10% ВВП. Однако бывший проректор Европейского гуманитарного университета Владимир Дунаев утверждает, что на самом деле с начала 2000-х годов государство все время сокращает свое финансовое участие в этой сфере.

— По официальным данным, по прогнозу ВВП на 2010 год я подсчитал, что на образование будет выделено всего 4,4% ВВП. В высшем образовании уже 64% студентов учатся за свой счет, — приводит цифры Владимир Дунаев. — Государство изобрело скрытые формы финансирования за счет родителей и бесплатного среднего образования — это поборы в школах на ремонт и техническое оснащение.

При тестировании средний балл в три раза ниже, чем в школе

Насколько низок уровень знаний современных абитуриентов, красноречиво свидетельствуют результаты централизованного тестирования. Как отметил недавно в интервью "Комсомольской правде в Белоруссии" директор института контроля знаний Николай Феськов, даже в простейших задачах по математике в прошлом году было 7-9% неправильных ответов. Некоторые абитуриенты, по его словам, не могут определить биссектрису в параллелограмме, думают, что ямщик — это тот, кто копает ямы, а в слове "фальшь" из года в год около 40 процентов делают ошибки.

В школе средний балл по математике и физике около 6, а на ЦТ (если мерить по десятибалльной системе) в три раза ниже. В 2009 году, как и уже несколько лет подряд, 20 баллов и ниже из возможных 100 набрали 70,3% абитуриентов, которые сдавали физику, и 58,1% — математику.

Признать низкое качество школьного образования был вынужден даже министр образования Александр Радьков:

— В последние годы результаты испытания показывают снижение уровня общей языковой культуры, читательской компетенции абитуриентов, — посетовал он на коллегии, посвященной итогам реформирования средней школы. — В естественно-математических дисциплинах отмечается достаточный уровень теоретических знаний, но умений применить знания на практике — недостаточно.

В кулуарных беседах педагоги "списывают" минусы школьного образования на сложности, которые возникли в связи с переходом с 12-летнего на 11-летнее обучение: необходимость прохождения учениками за один год двухлетней программы, скоропалительная переверстка учебной программы, сокращение часов на прохождение материала, недостаток учебников, ликвидация лицейских и профильных классов.

Раньше, когда для получения сертификата ЦТ его участник должен был набрать не менее определенного количества баллов, которое устанавливалось с учетом подготовки абитуриентов отдельно для каждого года, нижний предел не могли преодолеть около 5-10% участников централизованного тестирования.

В прошлом году это ограничение сняли — для того, чтобы иметь шанс участвовать в конкурсе для поступления в вуз, достаточно было набрать при прохождении централизованного тестирования 1 балл.

— Каждый год очевидна демонстрация снижения качества среднего образования, — резюмирует Владимир Дунаев.

Чем хуже образование, тем больше денег у репетиторов

Еще 15 лет назад репетиторов нанимали в редких случаях. Сейчас среднее образование, полученное в белорусской школе, зачастую не позволяет стать студентом престижного вуза без репетитора.

С введением ЦТ количество детей, прибегающих к их услугам, значительно увеличилось. Ведь в школе почти не готовят к тестированию.

— Школьные программы построены без учета оценки полученных знаний путем тестирования — вот репетиторство эту нишу и занимает. Эта система хороша, чтобы обучить приемам сдачи теста, но для повышения знаний она не годится, — высказывает свою точку зрения первый проректор Международного государственного экологического университета им. А.Д. Сахарова Владимир Красовский.

Тем не менее с каждым годом работы у репетиторов становится все больше. К ним все чаще обращаются ученики средних и даже начальных классов.

Методолог Светлана Мацкевич полагает, что институт репетиторства, как минимум, предоставляет возможность выбора формы для повышения образовательного уровня ученика и вносит существенный вклад в доведение стыковки между разными уровнями образования.

— Государство выигрывает от того, что репетиторы компенсируют недостатки и закрывают дефицит, который существует в формальном образовании. Они фактически доводят среднее образование до того состояния, которое требуется на следующей — вузовской — ступени и которым государство может гордиться, — уверена эксперт.

— Снижая качество, государство фактически перекладывает расходы на среднее образование на плечи родителей! — отмечает новый тренд бывший проректор ЕГУ Владимир Дунаев.

В какую копеечку выливается корректировка бесплатного образования родителям, никто в Беларуси не подсчитывал. Расценки таковы: одно занятие с репетитором (2-3 часа) подготовки к ЦТ по математике — от 10 до 15 долларов, по иностранным языкам — 10-20 долларов. У преподавателей вузов, имеющих ученые степени, стоимость доходит до 30 долларов. Случается, просят и больше. При занятиях два раза в неделю минимальные расходы на репетиторов по предметам, которые придется сдавать на ЦТ, составляют за 9 учебных месяцев 2160 долларов.

Сегодня 90-95% выпускников белорусских школ собираются поступать в вуз. Исходя из этого, можно предположить, какие крупные суммы крутятся в теневом сегменте образовательного рынка.

Государство волнует собственная экономическая выгода

Неудивительно, что государство задумалось о том, как не упустить свою долю в виде налога с такой востребованной образовательной услуги.

Недавно в ряду инициатив по отмене заочного образования, призыву в армию студентов, обучающихся на платной основе, депутаты Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Нацсобрания предложили вывести репетиторство из тени.

Первый проректор МГЭУ им. Сахарова считает, что это правильно.

— Государство будет иметь с репетиторов хоть "шерсти клок", а сейчас не имеет ничего, — подчеркивает Владимир Красовский. — Почему учитель из зарплаты за свои затраченные интеллектуальные ресурсы и время исправно платит налоги, а индивидуальный предприниматель в области образования, каковым и является репетитор, — нет?

С точки зрения государственного управления и пополнения бюджета легализация репетиторства — правильное решение, считает и Светлана Мацкевич.

— Но когда государство вводит такие контрольные механизмы, оно вряд ли руководствуется желанием создать благоприятные условия для развития частного сектора в образовании и альтернативы для граждан. Его волнует лишь собственная экономическая выгода, — говорит методолог.

Эксперт рассматривает репетиторство как своеобразный вызов формальной системе образования на предмет качества. Если отвечать на него конструктивно, придется менять механизмы, технологии, содержание государственного образования. Но в Беларуси избирается иной путь, констатирует Светлана Мацкевич:

— Никто не собирается улучшать систему формального образования. Ликвидация же репетиторства, которое давно стало явлением массовым, может вызвать бурную реакцию и со стороны гражданского общества, и у рядовых граждан. Вот почему избирается промежуточная мера – контроль. При этом качество образования не повысится, а для репетиторов будут созданы более сложные формы реализации своей деятельности.

Эксперт "Завтра твоей страны" отмечает, что частный сектор образовательных услуг довольно узок и в силу неблагоприятных условий не развивается в той мере, чтобы составить достойную конкуренцию государственной системе. Вместо соперничества, которое неизбежно повысило бы качество образования, частный сектор вынужден довольствоваться тем, что компенсирует дефицит, существующий в государственной системе.

Владислав ПРОТАСКИН,
Завтра твоей страны, 12.05.2010