Пять советов новому министру образования
Прислал admin 14.01.2011 13:24
Назначенный на пост министра образования в канун Нового года Сергей Маскевич в новом качестве себя еще никак не проявил. Что следовало бы сделать в первую очередь, чтобы достичь прогресса в сфере образования, министру подсказывают эксперты "Завтра твоей страны".
Продолжение новости:
Назначенный на пост министра образования в канун Нового года Сергей Маскевич в новом качестве себя еще никак не проявил. Что следовало бы сделать в первую очередь, чтобы достичь прогресса в сфере образования, министру подсказывают эксперты "Завтра твоей страны".

1. Не допустить репрессий по отношению к студентам и преподавателям, которые были задержаны во время акции 19 декабря

Более 630 человек были задержаны во время акции 19 декабря и после нее. 14% из числа задержанных — учащиеся и студенты. Профессор Владимир Дунаев, бывший проректор Европейского гуманитарного университета (ЕГУ), считает самым важным для определения политики нового министра — не допустить репрессий в академическом сообществе.

— Есть незыблемые академические ценности и свободы. Их необходимо защищать. Важно, чтобы отчисления и увольнения из вузов не начались лицемерно — под прикрытием академической неуспеваемости и прогулов. У студенческой молодежи есть право на мирный протест, - говорит эксперт.

Профессор Дунаев с сожалением отмечает, что принятый во втором чтении Кодекс об образовании закрепляет административную модель белорусского образования.

— Очень важно, чтобы министр образования, имеющий опыт работы в международных структурах, пытался пропустить правовую базу в образовании через призму европейских нормативов. Возможно, самое мудрое, что можно было бы сделать в этой связи — попытаться вернуться к Кодексу и предложить те изменения, которые бы гарантировали академические права студентов и преподавателей.

2. Покончить с изоляцией образовательного пространства Беларуси

Владимир Дунаев подчеркивает также, что важно покончить с советским наследием, которое привело к самоизоляции образовательного пространства Беларуси.

— Важно вписать белорусскую систему образования в единое пространство высшего образования и научных исследований Европы, - считает эксперт.

Правда, при этом он высказывает опасение, что в нынешних условиях интернационализация образования будет происходить лишь за счет предоставления мест в зарубежных университетах пострадавшим студентам. О готовности принять отчисленных белорусских студентов заявили Европейский гуманитарный университет в Вильнюсе (ЕГУ) и около 50 польских университетов. Теперь Комитет защиты репрессированных "Салідарнасць" ведет переговоры с европейскими структурами о приеме на учебу студентов, отчисленных из белорусских вузов по политическим мотивам.

Для исключения изоляции образовательного пространства Беларуси руководитель департамента политических наук ЕГУ Виктор Мартинович рекомендует дать белорусским преподавателям и студентам возможность свободно участвовать в студенческих обменах.

— Чтобы белорусского студента, магистранта и преподавателя на международных конференциях не узнавали по плохому костюму, плохому английскому языку и по дикости того, что он говорит, нужно не только разрешить, но и побуждать преподавателей участвовать в программах академических обменов, - предлагает эксперт. - Необходимо ввести требование, согласно которому сотрудник университета не может выполнять свои обязанности преподавателя, если у него не появляется хотя бы одна публикация в серьезном международном издании.

Виктор Мартинович подчеркивает, что примерно такая практика существует в ЕГУ.

3. Повернуться лицом к Болонскому процессу

Составляющей открытости образования может стать включение в Болонский процесс, подчеркивает Виктор Мартинович. Болонский процесс — это прежде всего единая для всех стран, которые к нему присоединилась, система обучения. Она дает возможность свободно конвертировать полученные знания в набор кредитов. Академический кредит — единица трудоемкости учебного труда студента. За семестр и учебный год начисляется установленное количество академических кредитов.

В качестве примера Мартинович приводит такой факт — сейчас в департаменте политических наук ЕГУ конвертируется кредит студента, который учится в Турции.

— Он пройдет курс в Турции и далее продолжит обучение в Литве с сохранением тех кредитов, которые накопит там, - рассказывает эксперт. - Чтобы это было возможно, нужно, чтобы во всех университетах, присоединившихся к процессу, была более-менее понятная сопоставимая система организации обучения. Это прежде всего означает наличие двух ступеней образования — получение степени бакалавра и магистра, система кредита. Беларусь пока не имеет ни адаптированной системы обучения под Болонский процесс, ни системы кредитов.

Профессор Дунаев, в свою очередь, убежден, что говорить о присоединении к Болонскому процессу можно только при условии культивирования академических свобод, например автономии учебных заведений.

4. Научите, наконец, иностранным языкам белорусских школьников!

Виктор Мартинович считает, что очень важно улучшить обучение иностранным языкам в белорусских школах. Недостаток знаний — это потеря возможных контрактов, потерянные возможности в бизнесе.

— Нужно что-то делать с той катастрофой, которая происходит с обучением иностранным языкам в стране, — отмечает Мартинович. - Нет такой другой страны в Восточной Европе, где молодежь настолько плохо владела бы иностранными языками. В Европе в кафе, полицейском участке, магазине говорят по-английски. У нас даже к студентам невозможно привести англоязычного преподавателя без переводчика, - говорит эксперт.

Для улучшения языковых навыков, как считает Виктор Мартинович, следовало бы увеличить количество часов на изучение иностранного языка, поскольку в такой маленькой стране, как Беларусь, владение несколькими языками является крайне важным для любого молодого специалиста.

5. Пересмотреть процесс обучения в вузах

В белорусских вузах учат так, как учили несколько сотен лет назад. Профессор читает лекцию, студенты записывают. Виктор Мартинович убежден, что необходимо обратить внимание на многочисленные исследования, которые показывают, что такая модель не является эффективной.

— Преподаватель должен быть человеком, который помогает взять знания — то есть говорит, где и в какой форме можно это сделать. Необходимо вести поиск новых форм, в гуманитарном образовании в особенности, — подчеркивает эксперт.

Профессор Дунаев рекомендует учитывать мировой опыт организации учебного процесса. Все-таки успешность экономической модели США и Западной Европы вполне четко демонстрирует эффективность модели образовательной.

Виктор Листопадов, Завтра твоей страны
14.01.2011