Почему мы говорим и пишем неграмотно?
Прислал admin 12.01.2010 15:32
"Комсомолка" попыталась выяснить, влияет ли компьютер на грамотность белорусов, и нужно ли давать детям слушать аудиокниги.
Продолжение новости:
"Комсомолка" попыталась выяснить, влияет ли компьютер на грамотность белорусов, и нужно ли давать детям слушать аудиокниги.

Заметив ошибку или опечатку в нашей газете, читатели возмущаются: "Как можно такое допустить?" Мы просим прощения, объясняя, что иногда, стараясь как можно быстрее сообщить о какой-либо новости, не замечаем пропущенной буквы или не поставленной запятой. А часто, читая письма или отклики читателей сайта kp.by, удивляемся уже мы, журналисты: почему так много ошибок? Из-за чего стала хромать грамотность у белорусов, и как исправить ситуацию, "Комсомолка" поговорила с деканом факультета русской филологии БГПУ им. Максима Танка, доктором филологических наук, профессором Василием Стариченком.

- Василий Денисович, вы, как человек, постоянно работающий со студентами, можете ли сказать, что с каждым годом пишут все более безграмотно? Или это все просто традиционные вздохи: мол, раньше все было лучше?

- Да, с грамотностью сейчас у большинства молодежи есть проблемы. И с каждым годом они становятся все серьезнее. Но эта проблема возникла не в последние пять или, например, семь лет. Грамотность как в устной, так и в письменной речи стала резко падать именно после распада СССР. Отмена цензуры, неподготовленные публичные выступления, восторги публики при употреблении ораторами в своих речах просторечной и жаргонной лексики - всё это не пошло на пользу совершенствования грамотности и укрепления норм литературного языка. Да, отмена цензуры и возможность говорить без заранее утвержденного текста - это хорошо. Но многие оказались к этому просто не готовы: в публичных выступлениях заметно увеличилось количество грамматических и лексических ошибок, ненужных повторов, неказистых фраз, неправильно построенных конструкций и т.п.

Проблемы культуры речи и грамотности студентов часто обсуждаются в нашем университете. Второй год подряд среди студентов первого курса всех факультетов проводится диктант. Его цель - определить уровень грамотности, наметить пути по ее совершенствованию. Результаты диктанта поразили руководство университета, а также преподавателей филологических кафедр. На некоторых факультетах почти 90% студентов получили неудовлетворительные отметки.

"кАбан" или "кОбан"? - вот в чем вопрос!

- И какие самые распространенные ошибки были в диктанте?


- Наиболее распространенные ошибки вызваны белорусско-русским билингвизмом. Под влиянием русского языка вместо буквы а студенты часто использовали букву о (ноиболее, котострофа, укозать, позовидует, оброзованный, безоблочный). Во многих случаях причиной орфографических ошибок стало белорусское аканье (возраждение, покаление, каторый, таржественный, спакойный, раскошный). Типичные ошибки - это слитные написания предлогов и частиц с другими словами (хотябы, воимя, небыло, когдато, раздельные написания наречий (на едине, по немногу, в переди), дефисные написания (по-немногу, буд-то, что-бы), неправильные написания слов с непроизносимыми согласными (бескорысный, чесный , безвесный, пристрасный). Некоторые умудрились сделать ошибку даже в таком простом слове, как "кабан" ("кОбан").

После написания диктанта мы попросили: напишите балл вашего сертификата и балл аттестата. Некоторые первокурсники чудовищным образом "интерпретировали" эти слова, написав "Оттистат", "отестат", и "Аттистат", были "сИртификат" , "сертефекат" и даже "Ббал". То есть человек помнил, что в этом слове следует писать какие-то две буквы, но какие именно - забыл. Всего в диктанте было 195 слов. Самый плохой результат - 46 ошибок.

- Наверняка самыми безграмотными по результатам этого диктанта оказались точные факультеты. Все-таки физикам и математикам более интересны формулы, а не то, как правильно пишется сложноподчиненное предложение, например.

- Здесь есть доля истины, хотя отдельные студенты физического и математического факультетов успешно справились с написанием диктанта и получили хорошие отметки. Но здесь возникает другая проблема. Мы готовим педагогов! Людей, которые будут учить наших детей в школах и университетах. Если они не знают правил, не умеют правильно говорить и писать, то о каком уровне образования может идти речь? Поэтому, проанализировав результаты диктанта, мы ввели практикум по русскому языку на всех факультетах. Безусловно, он окажет существенную помощь в повышении грамотности и культуры речи будущих выпускников нашего вуза. Диктант станет важным условием для повышения мотивации изучения языка. Ведь студенты уже с первого курса должны знать, что профессиональная речь является речевым имиджем любого специалиста (и филолога, и физика, и продюсера, и менеджера), и стремиться на протяжении учебы в вузе постоянно совершенствовать свою речевую культуру, искусство делового общения.

- Но ведь все ваши студенты-первокурсники окончили школу, где учили русский язык. И если поступили в вуз, то, значит, были не самыми плохими учениками.

- Проблема в том, что уроки русского языка в школе сейчас превратились исключительно в подготовку к централизованному тестированию. Уроки стали тренажерами по выполнению тестовых заданий, а диктант как форма контроля знаний фактически перестала существовать. К этому следует добавить и формальный подход отдельных учителей к преподаванию языка, несовершенство методики обучения языку и др.

"Чел, скидывай мне на тел!"

- Как вы относитесь к мнению, что во всем виноват компьютер? Все-таки, зная, что все твои ошибки исправятся автоматически, не так следишь за правильностью написания.


- Если человек грамотный, то он, работая на компьютере, будет писать грамотно. Компьютер - это в первую очередь быстрота передаваемой информации. Когда человек набирает текст, глядя на клавиатуру, а не на экран, он просто не видит опечаток, неточностей и ошибок. При написании текста от руки внимание, разумеется, более сконцентрировано на самом тексте, на том, что пишешь. А компьютер способствует непродуманной и неряшливой речи. Но сказать, что он разительно влияет на грамотность, я не могу.

Проблема в том, что молодые люди вообще мало пишут. Молодые люди, наверное, не помнят о некогда распространенном эпистолярном жанре, когда люди писали пространные письма (особенно военнослужащие своим девушкам), слали поздравления на открытках. Сейчас письмо заменилось модными SMS-сообщениями, которые, как правило, состоят из обрывков слов. "чел", " я тя люблю", "пок", "скидывай на тел" и т.д. Никаких метафор, развернутых предложений! А для современной молодежи "SMS-общение - это мода. Мода на мобильность. Быть всегда на связи, быть всегда в курсе событий - это стиль современной жизни.

Некоторые слова при общении в чатах, на форумах принято писать с ошибками, это как внутреннее правило общения. Например, "ваще" вместо "вообще", "привед" вместо "привет" и т.д. К сожалению, ошибки откладываются в памяти. И потом, при написании того же диктанта, возможно их повторение.

- Романы, чтение которых занимает около недели, сейчас можно прослушать за час-два, если купить аудиокнигу.

- И это очень плохо! Сюжет, конечно, человек узнает, имена главных героев, возможно, запомнит. Но есть ведь еще зрительная память. Когда читаешь, ты автоматически запоминаешь, как пишутся слова. А значит, и ошибок будешь делать меньше. Когда слушаешь произведение, никакой нагрузки зрительная память не получает, и отсюда - отсутствие орфографической зоркости.

Редкий студент не скажет "шуфлядка"

- С лет трех-четырех, когда ребенок еще плохо говорит на родном языке, его начинают учить иностранному. Это не приводит к тому, что речь будет неправильно поставлена в обоих языках?


- Многие методики оправдывают, что с раннего возраста параллельно можно учить несколько иностранных языков. Этого не нужно бояться.

Другой вопрос, что престижность иностранного языка у нас больше, чем русского и белорусского. И родители прикладывают немало сил, чтобы ребенок владел английским, совершенно не заботясь о том, насколько правильно он говорит по-русски. Парадокс нашей ситуации в том, что если ты владеешь иностранным, то у тебя появляется возможность устроиться на престижную работу, получать большие деньги. При этом владение государственными языками не дает тебе никаких плюсов! Грамотно говорить по-русски - это не совсем престижно.

- Русский язык, на котором говорят в Беларуси, наверное, никогда не будет таким, как в Москве. Все мы ощущаем влияние белорусского языка, даже если и считаем себя русскоговорящими.

- Да, многие ошибки, особенно в устной речи, допускаются именно из-за схожести русского и белорусского. Студента, приехавшего к нам из России, сразу видно. Такой чистой речи практически не будет ни у одного нашего белоруса-отличника. Произношение, дзеканне и цеканне, постановка ударений будут ориентированы на белорусский язык. И отсюда - ошибки. Я мало видел студентов, которые не говорили бы "шуфлядка!" Хотя большинство русских людей не знает этого слова и употребляет русскоязычный эквивалент - "ящик".

- Есть какой-то выход или это неизбежный процесс, что с каждым годом будет все больше людей, говорящих и пишущих с ошибками?

- Должна быть целенаправленная государственная политика по совершенствованию грамотности. Мы должны школьников и студентов приучить к тому, что, только зная русский язык, он сможет преуспевать по службе. За неправильную речь надо штрафовать, особенно если ошибки допускаются в публичных выступлениях, в газетах, на радио и телевидении. При приеме на работу учителя и даже обслуживающий персонал должны сдавать, например, зачет по русскому языку. В старших классах общеобразовательных школ на русский язык отводится час - полтора в неделю. Такая ситуация и с литературой. И что за это время можно изучить? Нужно вносить коррективы в программы. Мы хорошо осознаем, что современному школьнику нужно изучать и другие предметы. Но все-таки язык и литература воспитывают в человеке высокую гражданственность, моральную ответственность, а по многим героям произведений школьники учатся жить. Видимо, надо увеличить количество часов вдвое.

Методики надо пересматривать. Они рассчитаны на школьника, который много читает, много пишет и говорит. Но  сегодня такой школьник - редкость. Это чувствуется даже по тестам для централизованного тестирования. Иногда туда включают слова, которые ученик и не слышал никогда. Он просто не использует их в своей речи. Например, "дизъюнкция". И задание - поставить правильно ударение или объяснить значение слова, которое отсутствует в активном словарном запасе школьника.

Ведь в русском языке свыше 100 тысяч слов. Современный школьник использует менее 10 тысяч. Нужно определить эти слова, сделать лексический минимум и уже в соответствии с ним составлять тесты, разрабатывать учебники.

- А что делать родителям, чтобы ребенок рос действительно грамотным?

- Самое главное - самим грамотно разговаривать и писать! Даже общаясь с маленьким ребенком, нельзя коверкать слова: "ти мой либеночек!" Речь родителей должна быть образцом! Малышам обязательно надо читать сказки и детские произведения. За старшими необходимо следить, чтобы знакомились с классической литературой. Пока не прочтет "Войну и мир", вряд ли можно говорить, что у ребенка хорошее классическое образование. А ведь сделать это в наше время не так просто. Следует приучать детей писать: пусть это будут дневники, сочинения, письма родителям. Главное, чтобы ребенок понимал, как формулировать свои мысли и переживания, как правильно подбирать и употреблять слова, как правильно строить свою речь.

Ольга АНЦИПОВИЧ, Комсомольская правда в Белоруссии
12.01.2010