Почему в Беларуси много образованных людей, но не хватает квалифицированных специалистов
Прислал admin 20.07.2010 13:01
На образование в Беларуси уходит до 5% ВВП. При этом более половины руководителей предприятий отмечают, что низкая квалификация работников тормозит развитие производства. Хорошо это или плохо для экономики, когда все хотят учиться в вузах, а также как совместить личные и государственные интересы в образовании.
Продолжение новости:
Современная тенденция такова, что под повышением уровня образования подразумевается уменьшение в процентном отношении доли населения с низким уровнем квалификации и увеличение — с высшим образованием. Совокупные показатели охвата населения Беларуси высшим образованием очень высоки (на 2007 год это 69%), и они все время растут. С 2000 по 2007 год численность студентов вузов увеличилась на 35%. Однако региональный менеджер по работе с Беларусью Европейского фонда образования (ЕФО) Тимо Куусела поясняет, что уровень образования не отражает в полной мере качество человеческого капитала в стране.
— Оно может переоцениваться из-за процесса деквалификации вследствие потери рабочих мест или их отсутствия — если люди, получившие какую-то квалификацию, ее не применяют, то они ее постепенно утрачивают, — подчеркивает эксперт.
Люди слишком образованные для работ, которые выполняют
У обладателей вузовских дипломов более высокие показатели экономической активности и уровень занятости и меньше риск жить в бедности. Впрочем, представитель Европейского фонда образования называет и такую проблему, как несоответствие спроса и предложения на рынке труда стран Восточного партнерства.
— С одной стороны, наблюдается недостаток квалифицированных специалистов, а с другой — избыток образования: люди слишком образованные для тех работ, которые они в данное время выполняют, — говорит Тимо Куусела.
Еще одна тенденция — повышение числа желающих изучать гуманитарные и социальные науки. Спрос на получение высшего образования в естествознании, инженерии, производстве и строительстве среди молодых белорусов невысок и продолжает падать.
— Есть популярные области, куда все идут учиться. В странах Восточного партнерства в целом подавляющее большинство студентов приходится на академическое высшее образование, тогда как практикоориентированное высшее образование, которое достаточно активно развивается в европейских странах, составляет здесь небольшой процент. Скажем, в Молдове это 11%. В Беларуси и Украине немного выше — 27%, — приводит данные международный эксперт.
Тем не менее охват белорусов образованием, ориентированным на применении в производстве, с начала 2000 года стабильно снижается.
Формализм образования тормозит производство
В то же время при структурной перестройке экономики недостаток квалифицированных специалистов и профессиональных навыков становится все более значимым. Исследования Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка в странах Восточного партнерства свидетельствуют о росте в последнее время количества предприятий, руководители которых заявляют, что недостаток профессиональных навыков при высоком образовании сотрудников тормозит развитие производства.
В Беларуси всего за четыре последних года доля таких предприятий выросла с 33 до 55 процентов.
— И разрыв этот самый большой среди стран Восточного партнерства, где ситуация изменилась не столь кардинально, — подчеркивает Тимо Куусела. -— Например, в Армении доля предприятий, руководителей которых не устраивает квалификация работников, выросла с 16 до 24%, в Азербайджане — с 7 до 12%, в Молдове — с 34 до 43%.
По мнению методолога Владимира Мацкевича, недовольство директората профессионализмом кадров в Беларуси столь высоко именно потому, что “прописанная и формализованная система не покрывает всех образовательных возможностей, которые существуют в стране”.
— Преобладание академического, а не практикоориентрованного высшего образования есть компенсация несбалансированной политики на рынке труда. Частные фирмы предпочитают брать людей с непрофессиональным образованием, чтобы учить их на фирмах вместо того, чтобы приглашать людей, получивших практикоориентированное образование, поскольку оно ни в какие ворота не лезет, — считает Владимир Мацкевич.
По данным ЕБРР и Всемирного банка, в 2009 году доля белорусских предприятий, которые организуют обучение и повышение квалификации для своих постоянных сотрудников, составляет 38,1%.
— По сравнению с другими странами Восточного партнерства Беларусь выглядит неплохо. В Украине этот показатель составляет 29%, в Армении — 22,1%, в Азербайджане — 12,5%. Но если сравнивать, например, с Польшей и Россией, то там показатели уже намного выше — соответственно 60,8% и 49,9%, — приводит данные исследования Тимо Куусела.
ПТУ как ступенька в вуз
Во всех странах Восточного партнерства наблюдается и снижение значимости профессионально-технического образования. Низкая внешняя эффективность привела к хроническому недофинансированию, что порождает порочный круг устаревших учебных планов, низкое качество инфраструктуры и снижение привлекательности и имиджа.
— Если, по данным ЮНЕСКО, совокупность охвата общим средним образованием в странах Восточного партнерства высока, и этот показатель продолжает расти дальше, то в профессиональном образовании (в случае Беларуси это уровень ПТУ и среднего специального образования) наблюдается либо стабильная ситуация, либо снижение, — отмечает Тимо Куусела.
В странах Европейского союза более 60% от общего числа зачисленных в учреждения среднего образования получают профессиональное образование. В Беларуси, по данным за 2007 год, — всего 36%. И это притом, что на постсоветском пространстве наша страна едва ли не единственная, которой удалось сохранить систему профессионального образования.
Впрочем, сегодня многие белорусы рассматривают ПТУ лишь как ступеньку к высшему образованию, а Владимир Мацкевич отмечает также, что, несмотря на высокую сохранность ПТУ, профессионально-техническое образование в Беларуси на сегодняшний день осуществляется на неформальном уровне.
— Статистика очень сильно интерпретирует данные. Сегодня стоило бы специально ориентировать ряд исследовательских коллективов и групп на анализ компенсаторной части, скрытой от формализованной системы образовательного процесса, — считает методолог. — Государство пока просто не обращает на это внимания, а негосударственные структуры не могут этим заниматься в силу отсутствия соответствующих заказов, финансирования. Между тем это очень интересные тенденции, которые, как всегда в образовании, скажутся лет через десять.
По мнению Тимо Куусела, снижение внимания к профессионально-техническому образованию может повлечь за собой серьезную проблему — недостаток квалифицированных профессионалов в будущем. Ведь, как показало исследование ЕФО “Взаимодействие между рынком труда и образования”, которое в Беларуси проводили независимые эксперты Агентства гуманитарных технологий, население уже и сейчас не может применять в достаточной степени свой капитал.
Куда направить деньги?
До недавнего времени по части инвестиций в образование Беларусь была лидером на постсоветском пространстве — на образование уходило 6% валового внутреннего продукта. Но в последние годы (и не только в связи с кризисом) произошло уменьшение этой относительной доли примерно до 5% ВВП.
— Вы достаточно много тратите на образование, но если оценивать те проблемы, которые испытывает экономика в связи с нехваткой высококвалифицированных кадров, то следует задуматься, насколько эффективно вы расходуете эти ресурсы, — замечает региональный менеджер по работе с Беларусью Европейского фонда образования Тимо Куусела.
Чтобы поправить ситуацию, международные эксперты советуют белорусским чиновникам разобраться в том, какие потребности в квалифицированных специалистах есть в экономике, более активно отслеживать ситуацию и делать прогнозы.
— Надо понять, какие кадры нужны Беларуси не сегодня-завтра, а через пять-десять лет, — говорит Тимо Куусела. — Мы знаем, что во всех странах системы образования не очень поворотливые, поэтому реформы надо начинать заранее.
В первую очередь, ориентировать вузы на профессиональное образование. На это стратегическое направление и тратить финансовые ресурсы. Во многих европейских странах в 1990-е годы были проведены подобные реформы, во время которых в системах образования были созданы альтернативы для профобразования, которое имело в то время достаточно низкую репутацию.
— Если у вас не хватает квалифицированных кадров, то нужно задуматься над созданием таких траекторий в системе образования, чтобы были удовлетворены предприятия и экономика, с одной стороны, и население, с другой, — рекомендует Тимо Куусела.
Владислав ПРОТАСКИН
Завтра твоей страны
20.07.2010