Это сейчас всё просто: набрал в поисковике что-нибудь вроде «достопримечательности Багдада» — и выбирай что нужно из сотни ссылок. А в те далекие времена интернет, во-первых, был не столь развит, а во-вторых, у нас, спецов российского «Технопромэкспорта», его просто не было (как, кстати, и мобильников). Почему? Вероятно, боялись иракские власти иностранных шпиёнов и всякой антихуссейновской пропаганды. В подтверждение этой мысли приведу датированный тем же периодом отрывок из правил для прибывающих в Ирак:
«Ввоз большинства газет и журналов запрещён. Пишущие машинки также подлежат конфискации и будут возвращены только при убытии». Какой уж тут интернет! Спасибо, что хоть компьютерами пользоваться разрешали.
И тут мне вспомнился недавний разговор с водителем «Технопрома» Виктором, который вез нас на машине в Ирак из Иордании (прямых регулярных авиарейсов из Москвы в Багдад тогда, в условиях международных санкций, не было). Виктор упомянул, что в одном из отелей Багдада лежит на полу в вестибюле портрет президента Буша-старшего, по которому ходят гордые иракцы, демонстрируя свое презрение к лидеру американского империализма.
Потом оказалось, что эту историю, восходившую еще ко временам первой войны в Персидском заливе (1991 г.), знали многие из русских, работавших в стране, но толком никто ничего сказать не мог. Какой отель? Как сделан портрет? Можно ли его сфотографировать? Последний вопрос был далеко не праздным, т. к. фото и видеосъемка в Ираке в те времена могла вызвать у вас немало проблем, начиная от конфискации пленки и кончая приводом в полицию (см. мой материал «Как я был иностранным шпионом»).
Одно я уже знал наверняка: не успокоюсь, пока лично не увижу повергнутого Буша!
Кто-то в конце концов подсказал мне название отеля — «Аль-Рашид» — и в один из ближайших выходных я поймал такси и направился по нужному адресу. Минут через пятнадцать мы были у искомого многоэтажного здания, территорию которого украшал роскошный фонтан.
— Где у вас здесь Буш? — осведомился я на английском у стоящего у ворот портье. Тот заулыбался и махнул рукой в сторону входа. Я отправился в указанном направлении, миновал самооткрывающиеся двери и, пройдя несколько шагов, оказался в просторном холле, заполненном гостями столицы. Обойдя весь холл и внимательно глядя под ноги я, тем не менее, не обнаружил ни малейших следов экс-президента заокеанской сверхдержавы.
Пришлось обратиться к другому служащему. Тот указал на выход. Вернувшись к автоматическим дверям, я наконец увидел на полу выложенное мозаикой изображение Буша-старшего, этого заклятого врага иракского народа. Неизвестный художник изобразил его с гримасой, которой как нельзя лучше подходило известное выражение «звериный оскал». Под портретом стояла надпись «Bush is criminal» (фото 2). Оказалось, что входя в отель, я просто не заметил не очень большое — метра полтора на полтора — изображение и несомненно прошелся по лицу президента, «отдавив» ему при этом либо ухо, либо еще какой-то элемент физиономии.
— Не будет проблем, если я сфотографирую? — спросил я.
Меня заверили, что не будет, и я запечатлел на фото- и видеопленку застывший в камне акт презрения иракцев к своему извечному врагу.
Игорь МАТВЕЕВ
14.12.2014
v. 1.0