Навигация
Навигация
Главная
Об университете
Сайт МГЛУ
Наш чат
Форум
Веб-ссылки
Контакт
Поиск
Лучшее на сайте

Библиотека
Новости

Фотоальбомы

Библиотека
Статьи

Фотоальбомы

Библиотека
Изба-читальня
Интересные факты
Афоризмы
Анекдоты

Download

Выпускники
Список выпускников
Список преподавателей
На Википедии
Разыскиваются...

Сотрудничество

О сайте
Последние статьи
Слон залез на дерево
Страны, где придется учить сотни языков...
Суровая правда о жизни в Европе, глазами эмигрантов...
Мы редко улыбаемся? И правильно делаем!...
Белая раса находится под угрозой исчезновения...
Можно ли забыть родной язык?
Автограф для брестской «Зари» от менеджера Beatles, Селин Дион и Ти...
Живут же люди! Квартал «космических» домов в Голландии...
Путешествие в рай битломана: музей «Битлз» в Голландии...
Легко ли найти Ждуна у него на родине?
«Квартиры здесь обычно не больше комнаты в общаге»...
Минусы жизни в США
Что мы знаем о своем мозге?
Проблемы перевода языка инопланетян
Сестра из Парижа
Интересный факт
В 1995 году Борис Ельцин приехал с официальным визитом в Вашингтон на встречу с Биллом Клинтоном. Как сообщается в автобиографической книге последнего, поздно вечером охранник Секретной службы США обнаружил пьяного Ельцина в трусах за пределами резиденции на Пенсильвания-авеню. Выяснилось, что президент пытался поймать такси, чтобы съездить за пиццей.
Google
Эксперт: Закостенелой белорусской высшей школе не хватает хоть какой-то мобильности
ОбразованиеЧто делать выпускникам школ, успешно сдавшим тестирование? В каких вузах страны действительно дается высшее образование? Как построена система образования за рубежом, и что можно было бы подправить в нашей?

На эту тему в эфире TUT.BY-ТВ рассуждала эксперт Агентства гуманитарных технологий, кандидат социологических наук Татьяна Водолажская.

Правительство только что приняло Программу развития высшего образования до 2011 года. Никаких реформ там не предусмотрено. Когда были последние реформы?

Существенных системных реформ так и не было. В конце 90-х годов готовилось несколько проектов реформ. Они отличались по стратегическим направлениям, но, в общем, они пытались продумать систему образования в новых перспективах: национально или социально ориентированных направлениях. Но все эти проекты потерпели фиаско, потому что ни один из них не был реализован. В конце концов то, что называлось реформами образования, — введение двух уровней, смена названий вузов, — носило косметический характер. Не было никаких реформ, ориентированных на изменения места, смысла, роли, качества образования.

Может быть, в соответствии со стратегией экономического развития страны эта форма высшего образования самая подходящая? Ведь социально-экономическое развитие страны у нас тоже идет каким-то особым путем – это заявляется со всех трибун.

Сейчас в связи с развитием финансово-экономического кризиса мы имеем подтверждение того, что у нас с социально-экономическим развитием что-то не то. Как минимум этот путь с недочетами, и он требует изменений. Образование напрямую связано с народным хозяйством и устройством общества. Когда-то в Московском методологическом кружке Георгий Петрович Щедровицкий вывел тезис: "То, что происходит в университете, происходит в обществе". В принципе, этот тезис можно расширить: "То, как устроено высшее образование, — это отражение развития общества".

Даже государственные чиновники в последнее время признают всяческие проблемы и огрехи. Например, наше высшее образование не обеспечивает рынок труда. Даже принятые меры, – распределение, попытки формирования заказа, — не решают проблему. У нас идет рассинхронизация того, что поставляет профессиональное образование в Беларуси, и того, что требуется для инноваций и реформ.

Где-нибудь в мире еще есть распределение?

Я не скажу точно, но если оно где-то осталось, то в постсоветских странах.

Выпускник вуза должен отработать два года на государство, потому что оно потратило деньги на его обучение. Со следующего учебного года будут заключать договоры, в которых все будет оговорено: или распределяться, или погашать стоимость обучения. Если бы у нас обучение изначально было платное, и не стоял вопрос распределения, стимулировало бы это студентов учиться? Что бы тогда было с рынком занятости?

Наверное, переходом на платное обучение проблему решить нельзя. У нас высшее образование связано с комплексными проблемами. Высшее образование у нас спаяно с профессиональным образованием и является его элементом. В Германии высшее образование — отдельно, профессиональное образование — отдельно. Во времена Советского союза и его переустройства такая система была более-менее оправданна: вузы готовят конкретного профессионала на конкретное профессиональное место. Можно было примерно посчитать, кто нужен стране, описать набор компетенций этой должности и подготовить к ним человека.

Но сегодня процессы ускоряются. Скорость инноваций такова, что просто невозможно сказать, что будет актуально завтра. Запланировать жесткое функциональное место практически невозможно. И проблема спаивания высшего и профессионального образования, введения в социально-культурную структуру общества сразу начинает проявляться. Невозможно 5 лет готовить человека, которого потом надо переучивать. Структура экономических связей и экономики меняется. Даже если люди будут платить, они все равно будут получать что-то неадекватное ситуации, в которую они попадают по выпуску. Я не думаю, что эту проблему можно было бы решить платным образованием.

То есть проблема не в студентах, не в том, что они не хотят учиться.

Здесь две стороны. Обычно больше ругают само образование. Но забывают, что образование надо получать, его невозможно дать. Система должна предоставить студенту широкую инфраструктуру образовательной траектории. Если студент не знает, чего он хочет и как двигаться, не в состоянии по ходу движения что-то менять, то даже самая лучшая инфраструктура будет плоха.

А у нас, к сожалению, проблема еще и в стереотипе и установках. Уже навяз в зубах рассказ про непрерывное образование, что в сегодняшнем мире надо учиться до пенсии. Это рассказывают те, кто занимается образованием, учителя, хотя они не меняют свою деятельность. Попробуйте подойти к абитуриентам и их родителям. Спросите, чем они руководствуются, когда выбирают вуз. В приоритете будет — приобретение высокооплачиваемой профессии. Они планируют получить профессию и пойти работать на протяжении всей жизни. Студенты также хотят получить корочку. У некоторых выбор связан с финансами и способностями ребенка. Но мало кто рассуждает так: мы поступаем, чтобы сделать первый шаг и заложить основу образования, чтобы потом двигаться по определенной траектории в зависимости от того, как будут складываться обстоятельства.

Вот так нужно рассуждать?

Мне кажется, да. Образование до пенсии – это не идеология, а необходимость и потребность. У наших родителей высшим шиком было проработать на одном месте всю жизнь. Мой отец всю жизнь проработал на заводе. Это было правильно и хорошо. А тех, кто менял профессию, называли летунами. Сейчас такое просто невозможно, а установка осталась. Я бы не сказала, что студенты не хотят учиться. Просто они не освоили актуальные способы мышления о своем образовании и обучении.

Могут ли в Беларуси абитуриенты, которые все-таки хотят чему-то научиться, набраться знаний в высшей школе?

Исходя из тезиса, что большая ответственность за образование лежит на студентах, в общем, могут. Но это будет исключительно их заслуга. Тот, кто ищет, всегда найдет. Это не значит, что он будет отличником, но даже в этой системе образования можно научиться. Хоть и небольшими темпами, но инфраструктура развивается, начиная с интернета, где можно найти то, чего тебе не хватает, заканчивая дополнительным образованием.

Но деньги здесь не решают. В Беларуси был короткий период, когда складывалась ситуация, в которой за деньги в частном вузе можно было получить более качественное образование.

Мне кажется, это миф. Когда все это не было жестко отрегулировано и частные вузы не ставились под государственный контроль, они могли стягивать к себе лучший преподавательский состав. Но сегодня общая система управления стандартизирована, и частные вузы находятся под еще большим контролем стандартов, программ, управлений. Абитуриенту не надо ориентироваться на то, частный это вуз или нет. Скорее надо смотреть на состав кафедры, преподавателей. Надо искать, у кого вы хотите учиться.

Как в начальной школе. Сейчас советуют выбирать не школу, а учителя.

Болонский процесс и идея высокой мобильности связаны с тем, что студент строит свою образовательную траекторию и может поехать учиться по одной из специальностей туда, где она наиболее развита. Другую часть предметов он может изучать в другой стране. То есть студент движется сам, а не сидит в одном вузе.

Буквально вчера на пресс-конференции Минобразования было заявлено, что в следующем году мы готовы вступать в Болонский процесс. Во-первых, сможем ли? А во-вторых, зачем?

Болонский процесс сейчас вызывает много споров. С одной стороны подключение к нему – это некая европеизация и выход на общеевропейские стандарты. Это значит какое-то прогрессивное движение. Но этот процесс имеет очень много внутренних противоречий и сложностей. Все-таки он очень стандартизирует образование и понижает уровень, который раньше назывался университетским, элитным образованием. Он делает образование таким же обязательным, каким в свое время стала начальная и средняя школа. Это минимальный уровень современной квалификации.

Я думаю, давно надо было подключиться к этому процессу, а дальше нужно развивать свои специфические формы и линии развития национального образования. Я думаю, формально мы сможем. Можно поделить бакалавров и магистров, стандартизировать качество образования, но я боюсь, что все это будет иметь чисто имитационный характер.

В основании Болонского процесса лежали основополагающие вещи: академические свободы и самоуправление университетов. У нас этого нет даже в частных университетах. Более того, последний кодекс вычеркнул это даже из формального описания устройства высшего образования. У нас нет независимой экспертизы, исследования образования. Это значит, что качество образования и его стандартизация не будут соответствовать европейским нормам Болонского процесса. Чтобы вступать туда, надо поменять многое, что сейчас есть. Я сомневаюсь, что заявление подразумевает именно это. Это скорее видимые элементы болонизации.

Так или иначе, у нас ввели двухступенчатое образование: теперь у нас есть бакалавры, магистры. Это чисто техническое разделение? Или магистры действительно получают настоящее высшее образование?

Я думаю, что это чисто техническое разделение: просто оторвали последний курс. Насколько я знаю, глубинного осмысления, кто такой бакалавр и магистр, не произошло. По-моему, сейчас те, кто получают такое образование, сами слабо в нем разбираются. Качественного отличия от того, что было раньше, нет.

Несколько раз за нашу беседу вы сказали, что наше высшее образование такое, какое оно есть. А какое оно?

Сложно описать высшее образование целиком. Это очень многогранная вещь. Одна из главных характеристик – это профессиональное образование. Наше высшее образование – это подготовка к профессиям. Способы передачи знаний и компетенции немобильны, запаздывают. Это связано с тем, как организован процесс преподавания.

Преподаватели наших университетов всю жизнь преподаватели. Более того, они не ведут своей научной деятельности. Они разработали курсы и всю жизнь их читают, иногда обновляя их содержание. Но чаще всего у них нет ни собственной исследовательской практики, ни школы, ни деятельностной практики, откуда бы черпались проблемы, новые повороты, к которым они могли бы привлекать студентов. Норберт Винер сказал, что быть хорошим преподавателем – это вовлекать студентов в свою работу. Он не видел иной возможности преподавать, кроме как развивать проблемы своей научной и практической деятельности.

Наша система образования наследует советскую. Преподавательский состав – это отдельный класс с очень низкой мобильностью. Политические и бизнес-деятели Запада 10 лет были руководителями крупной фирмы, потом 2 года преподавали в университете, потом были бизнес-консультантами, потом пошли в политическую партию, переводя свои знания в другое русло. Такие люди должны попадать в университеты, чтобы вносить туда жизнь и актуальность. Иначе знания становятся мертвыми, даже если они суперсовременные, вычитаны в современных книжках. Если знания не свои, они почти всегда мертвые.

Отсутствие мобильности и научной работы переводит передающиеся знания в стагнирующее состояние. Даже профессиональное обучение сильно страдает. Мне кажется, это важная характеристика – отсутствие мобильности и гибкости. Наше высшее образование – вещь "сама в себе". Несмотря на то, что оно ориентировано на рынок труда, вокруг него нет сети инфраструктуры. Это то, что называется дополнительным образованием, образованием для взрослых, которое позволяло бы выстраивать траектории. В Беларуси это не развито, разве что бизнес-образование и языки. В этом смысле студент может что-то добирать.

То есть нет никаких программ, в которых студенты могли бы участвовать и чему-то научиться помимо того, что преподается в вузе.

Приведу пример гибкости образования в Германии, как там организована система быстрой реакции на проблемы, которые поставляет общество. Университетская система в любом случае очень косная. Надо разработать новую программу, ввести ее, набрать новую специальность – это все очень долго. Для быстрой реакции и поставки профессиональных знаний работает широкая сеть неформальных учреждений дополнительного образования.

У нас бы замучились получать лицензии.

С 1 сентября у нас надо получать лицензии, и это вообще ставит крест на развитии этой сферы. В мае мы были в Германии и посещали учреждения дополнительного образования для взрослых. Прошло несколько месяцев после Фукусимы. За это время антиядерные течения в немецком обществе приобрели политическую силу. Были выработаны государственные программы перевода хозяйств на альтернативную энергию. К нашему приезду Высшие народные школы читали отдельные курсы по альтернативной энергии для фермеров.

Понятно, что они привлекают тех, кто работает на производствах, ученых. Они не работают на полную ставку, а приходят и читают лекции. Университетское образование создает базу, а широкая сфера дополнительного образования позволяет быстро реагировать на ситуацию. В таком случае высшему образованию не надо работать над профессией. Потом человек идет по жизни и добирает то, что ему надо. У нас эта неформальная сфера и так была плохо развита, а сейчас и подавно не будет развиваться.

У нас в вузах хотя бы дают базу, которую можно потом дополнить собственным опытом или съездить куда-то поучиться?

Тот, кто хочет получить базу, может ее получить даже в белорусском вузе. Но это будет заслуга не вуза, а ученика.

То есть не благодаря, а вопреки.

Я бы сказала, просто заслуга. Человек, который учится в Кембридже и не знает, чего он хочет, скорее всего, не получит необходимой базы. Наверное, в инженерном деле ситуация сложилась лучшая. Хотя там тоже все устарело. А гуманитарные науки в этом смысле серьезной базы не дают.

Если бы вам предложили что-либо изменить в системе высшего образования Беларуси, что бы вы включили туда первым пунктом?

Открою секрет: такая программа есть. Среди программ 90-х была одна, созданная экспертами Агентства гуманитарных технологий и Владимиром Мацкевичем. Это была программа реформы образования Беларуси. От всех остальных она отличалась тем, что предлагались не конкретные меры, а была разработана система согласования. Там объяснялось, какие вопросы и на каких уровнях нужно решить, чтобы продвинуться к реформам.

Для начала нужно иметь доктрину белорусского образования: на что оно направлено. Это не должны решать чиновники и Министерство образования – это решать парламенту. Проблема нашего образования не в том, что неправильные какие-то конкретные шаги, а в том, что не продумана вся система в целом. Я думаю, никто в здравом уме не возьмется сказать, что он точно знает, как сделать, чтобы все заработало. Это должен быть результат согласований, компромиссов, постоянного отслеживания того, что творится в Европе. Невозможно написать проект на бумаге, чтобы он работал. Это живой и сложный организм. Скорее всего, нужно запускать механизм экспертизы и принятия решений в нормальном формате. Я бы начала с обсуждения, что есть белорусское образование, каковы стандарты – с компетентной дискуссии по этому поводу.


Андрей Коровайко, TUT.BY
18.07.2011
admin 18.07.2011 11:55 · Для печати
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Пожалуйста, зайдите на сайт для добавления комментария.
Рейтинг
Рейтинг доступен только для зарегистрированных пользователей.

Для участия в голосовании по рейтингу, пожалуйста, зайдите на сайт через форму входа или зарегистрируйтесь.

Нет данных для оценки
Гость
Имя пользователя:

Пароль:

 Запомнить меня! 


Забыли пароль?
Запросите новый
Календарь событий
<   Апрель 2024   >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Случайный анекдот
Она:
— А кем вы работаете?
Он:
— Слесарем.
Она:
— Ой, это должно быть очень интересно! Все эти ваши рашпили, керны, штихели, фланцевые притирки, резьба под муфту, стопорение калибровочным шпунтом! Знаете, я в этом ничего не понимаю...
Афоризм
Справедливость - это когда всем достается поровну, а тебе - чуть больше.
Counter